ГлавнаяКлады КарелииГород Корела
ГОРОД КОРЕЛА — ЦЕНТР ПРИЛАДОЖСКОЙ КАРЕЛИИ
(по археологическим данным)
А. И. Сакса

 

В данной статье под Приладожской Карелией понимается восточная часть Карельского перешейка и северо-западное Приладожье (Ладожская Карелия) в отличие от западной Выборгской части.

Погребение в Нукутталахти на острове Риеккала неподалеку от г. Сортавалы, относящееся к VI  в., свидетельствует, по нашему мнению, о существовании, наряду с охотничьими промысловыми поездками в приладожскую Карелию, практики обмена продуктов местных промыслов на украшения (Saksa  1994, 32). Именно этим можно объяснить попадание в каменную насыпь украшений западного и восточного происхождения (Kivikoski  1939, 1—11).
 

 

 

Второе из наиболее древних погребений железного века обнару­жено в пос. Лапинлахти (ныне Ольховка) на южном берегу оз. Суходольского. Датируется оно временем около 800 г. (Europaeus 1923, 66—75; Kivikoski 1944, 2—3). Погребение, содержавшее боль­шое количество предметов вооружения, орудий труда и украшений, фиксирует, как нам представляется, начало зарождения к концу эпохи меровингов поселенческих центров, обозначая совершенно новую ситуацию, при которой определяющим фактором становится внутреннее развитие в рамках территорий, на которых по каким-то причинам складывается постоянное население. Помимо Лапинлахти, к таким центрам концентрации населения следует отнести Ряйсяля (Мельникове), Ховинсаари (п-ов Большой на оз. Вуокса) и Кякисалми (Приозерск), в которых были сделаны находки вещей эпохи меровингов.

Конец эпохи викингов в приладожской Карелии знаменует, в сущности, наступление новой эпохи. Возникают новые могильники в Метсяпиртnи Коукунниеми, Лапинлахти Наскалинмяки и Лапинлахти Хеннонмяки, Куркиёки Кууппала, Сортавала Хелюля. Суще­ственно, что эти могильники, в отличие от воинских одиночных за­хоронений предшествующего времени, использовались на протяже­нии длительного времени. Резко возрастает количество отдельных найденных вещей, которые исчисляются уже многими десятками. Значительно возросла доля украшений (около 40 экз.)

Таким образом, Кякисалми, возникший в ряду других аналогич­ных поселений летописной корелы на перешейке и северо-западном Приладожье, с конца XIII  в. приобретает стратегическое значение не только в силу расположения в устье важнейшей водной артерии, но и в качестве городского и административного (позднее, вероятно самое позднее — с первой половины XV в., и религиозного) центра приладожской Карелии. Раскопки 1989—1990 п приоткрыли тайну возникновения поселения на крепостном острове. Обнаруженные нами ранние слои в виде горизонта лежащих на материке бревен датируются XII—первой половиной XIII  в. (Ле-3810, SU-2084, SU-2085, SU-2088).[2]  Так же четко выделяются горизонт конца XIII  — начала XIV в. и более поздний, относящийся ко второй половине XIV  в. (Saksa, Kankainen, Saarnisto, Taavitsainen  1990, 65—68; Saksa 1992, 5—17); о более ранних раскопках см.: (Кирпичников 1979, 52— 73). В слое песка, перекрывавшего нижний горизонт, найдено боль­шое количество вещей, в том числе бус и украшений из бронзы и серебра, а также оплавленные кусочки бронзы — следы бронзоплавильного производства. Среди этих большей частью карельских украшений XII —XIII вв. при раскопках в крепости были найдены две целые равноплечные фибулы VII в. и фрагмент третьей, а также более десятка надежно датирующихся украшений эпохи викингов. Несомненно, эти вещи относятся к наиболее раннему этапу, пред­шествовавшему строительству крепости в начале XIV  в. Неясно, происходят ли древнейшие вещи из могильника или все они связаны с древнекарельским поселением, существовавшим на острове до при­хода шведов и затем новгородцев в конце XIII в.

 

источник


На сайте есть: