ГлавнаяКлады СибириТайна монгольской юрты
Что стояло на Куде?
В 1947 году в поселке Усть-Ордынском открылся краеведческий музей. Тогда Свинину было всего 11 лет. Именно в этот период произошла судьбоносная встреча будущего историка с ученым Павлом Хороших. Он рассказывал школьникам об археологических памятниках в окрестностях Усть-Орды: оказывается, раньше здесь жили другие люди и существовали целые цивилизации.
Первая экспедиция по изучению долины реки Куды, в которой участвовал будущий ученый, состоялась в 1951 году. Через год Свинин уже сам возглавил экспедицию школьников.
С тех пор Владимир Сви-нин  неоднократно проводил исследования в долине реки Куды. Можно сказать, что он знает об истории этих мест практически все. Поэтому «КиЗ» обратился именно к нему как к эксперту: следы каких цивилизаций можно найти на Куде?
Вопрос  этот далеко не праздный. Иркутские любители приборного поиска часто выезжают на Куду и, помимо традиционных копеек и денежек,   находят здесь совершенно неожиданные предметы, которые нередко очень непросто идентифицировать. А вдруг это следы каких-то древних культур, существовавших возле реки сотни лет назад, в еще до-бурятскую эпоху?

Монгольская цивилизация
Еще будучи подростком, Владимир Свинин пас скот в долине Куды и однажды поднялся на гору Манхай. Там он увидел какие-то рисунки, нанесенные прямо на камни. Позже он показал рисунки академику Окладникову. Тот был поражен увиденным.
Один из рисунков — юрта и две повозки — произвел на академика особенное впечатление. Оказывается, существует совершенно идентичный рисунок, находится он в Монголии возле города Цэдэнбал. Рисунок выполнен черной краской и снабжен пояснительной надписью, из которой следует, что он относится к эпохе Чингисхана.
В пользу этой версии говорят и очертания юрты. Последние века монголы строят юрты с овальным верхом, на манхайском рисунке (равно как и на монгольском) — юрта «с шейкой». Такие юрты закончили строить как раз при Чингисхане — они оказались непрактичными при возведении и разборке.
Гора Манхай находится в нескольких километрах от поселка Бозой вниз по течению Куды. Гора считается священной у бурят. Нередко здесь проходят родовые обряды. В частности, два года назад возле Манхая прошел племенной тайлаган, собравший представителей бурятского народа и шаманов из Эхирит-Булагатского, Баяндаевского, Боханско-го и Осинского районов.
Судьба писаниц, впрочем, оказалась очень незавидной. «К несчастью, они находились возле Бозойской колонии, где в качестве воспитательной меры применяли трудотерапию, — грустно шутит ученый. — В качестве одной из таких мер заключенные долбили камень. И уничтожили таким образом все рисунки».
Сейчас знаменитый рисунок монгольской повозки, обошедший весь мир, остался лишь в карандашном наброске ученого-историка Владимира Свинина.
 
 
Тайна монгольской юрты
 
Сибирские скифы
Все на том же Манхае Владимир Свинин нашел следы и более древней цивилизации. Им была организована археологическая экспедиция, в ходе которой ученые вскрыли одну из плиточных могил, расположен-
ных на Манхае. По некоторым ее особенностям — в частности, по расположению останков головой на восток — было определено время захоронения: VII—VI век до нашей эры.
Подобных могил много в Монголии, сопредельных регионах России. Практически все они разграблены бугровщика-ми (охотниками за сокровищами, специализирующимися на вскрытии могильных бугров). Не стала исключением и могила, вскрытая на Манхае. Никаких сокровищ в ней не было, зато ыл обнаружен неплохо сохра-| нившийся человеческий череп. \' Его отдали на реконструкцию известному антропологу Наталье Мамоновой, ученице Михаила Герасимова, и она восстановила по черепу внешний облик молодой женщины, жившей когда-то в долине Куды.
«Если пройтись по современным бурятским деревням, в каждой можно найти несколько девушек, как две капли воды похожих на женщину с Манхая, — говорит Владимир Свинин. — Буряты и эвенки вообще самые чистые монголоиды. Остальные, в том числе и сами монголы, ассимилировались с другими народами».
Период VII —VI веков до нашей эры, к которому относятся манхайские захоронения, — рубеж бронзового и железного веков. На стоянках того периода можно найти как бронзовые, так и железные ножи, наконечники стрел, стремена и прочую утварь.

Тюркская культура
Известный российский ученый Бернгард Петри, возглавлявший, к слову сказать, кафедру истории первобытной культуры только открывшегося в 1918 году Иркутского университета, в начале прошлого века проводил раскопки в районе улуса Шохтой на реке Мурин. Им была найдена каменная пряслица с руническими письменами, характерными для тюркских культур.
Тут же были обнаружены фрагменты керамики и предметы быта, принадлежащие якутской культуре. Из этого Владимир Свинин делает вывод, что, передвигаясь с запада на северо-восток в VII —XI веках нашей эры, тюркские племена на некоторое время задержались на территории Прибайкалья и возвели здесь свои поселения.
О присутствии здесь тюркской культуры говорит и еще один любопытный факт.
«Если хубун (по-бурятски «мальчик». — Ред.) не знает десяти поколений своего рода, то это плохой мальчик, — рассказывает Владимир Свинин. — Во многих родах знания о предках простираются еще глубже. Так вот, когда представители этих родов начинают вспоминать своих предков, по мере отдаления от нашего времени среди бурятских имен начинают появляться тюркские имена».

Евгений Лазарев

источник: журнал \"Кладоискатель\" №1


На сайте есть: