ГлавнаяКлады СибириМеталлические иконы
Литейное дело
Русская металлическая икона либо икона, выполненная методом металлопластики, — так именуют эти иконы музейщики и антиквары. Метод металлопластики пришел к нам с Запада, где не получил широкого распространения. А вот на Руси такие иконы очень быстро стали популярными, особенно у тех, кому приходилось много путешествовать, кочевать с места на место. Их наряду с обычными, писаными, смело можно назвать традиционными иконами русского народа.
— Такие иконы можно отнести и к русскому медному литью, хотя медных артефактов сейчас всплывает не так уж много, в основном встречаются бронза и латунь (80 процентов находок — именно из латуни, являющейся сплавом меди и цинка. ,Бронза — сплав меди
и олова - встречается гораздо реже), — говорит Александр Снарский, историк, антиквар. — Отливать иконы таким способом начали еще в XVII веке, но наибольшее распространение метод получил в XIX веке — это был наивысший пик популярности русского медного литья.
Нельзя не отметить, что эта техника некоторое время подвергалась гонениям консервативно настроенного Синода, но священнослужителям пришлось смириться с небывалой популярностью литых икон.
— Широкое распространение икон прежде всего связано с активным развитием литейного дела, ведь в XIX веке в России появилось много знаменитых литейных мастерских. И развитие литейного дела проявляло себя в том числе и в церковном литье. Численность населения в XIX веке значительно возросла, согласно результатам переписи оно составило почти 200 миллионов человек. Большинство из них исповедовали православие, соответственно возросла и потребность в иконах. Метод металлопластики предполагает тираж, а соответственно, и невысокую цену, несравнимую с ценой за икону, написанную вручную. Второй несомненный плюс таких икон — практичность, как бы сегодня сказали, — мобильность. Такую икону без помех можно было взять в дорогу, ей не страшны были дождь, снег, непогода, другие дорожные неурядицы. Стоило развернуть складень где-нибудь на постоялом дворе — и готов был иконостас, молись себе на здоровье. Большинство переселенцев, перебравшихся в Сибирь в ходе Столыпинской реформы, не отправлялись в путь без таких иконок.
 
 
Металлические иконы
 
 
Малый деисусный чин
Масштабы металлических икон могли варьироваться, это зависело от мастеров, от литейных мастерских. Размер самой маленькой иконы был примерно размером с детскую ладошку, самой крупной — две мужских ладони.
Изображения тоже были разными, самым популярным является малый деисусный чин (Спаситель — в центре изображения, по бокам — Богородица и Иоанн Креститель, «расширенный» вариант — изображения архангела Михаила и архангела Гавриила), отдельные иконы изображали Спасителя, Богородицу, очень популярным всегда был Николай Чудотворец, покровитель всех путников и путешественников, эту икону обычно брали с собой солдаты, казаки, переселенцы. А вот икона с изображением святых Бориса и Глеба - редкость необычайная.
 
 
 
Металлические иконы
 
Как отмечают антиквары, металлические иконы довольно часто встречаются в их практике, но сейчас они мало популярны у покупателей. Такие иконы были очень востребованы в середине 90-х годов, затем интерес постепенно пошел на спад, но это временное явление. В антикварной сфере, как и в любой другой, есть своя мода, свои тенденции, в том числе и инвестиционно-эстетические.
— Если писаную икону работы XVIII века встретить довольно трудно, то металлические иконы, датированные этим периодом, все же попадаются. Вообще, приток этих икон довольно ощутимый, что мы объясняем большим количеством переселенцев, а также наличием и собственных литейных мастерских в наших краях, — объясняет Сергей Снарский, директор иркутского магазина «Антиквар». — По цене они довольно доступны. Конечно, разница в цене икон работы XVIII и XIX века ощутимая. Но неспециалист с трудом отличит эту разницу, здесь нужен взгляд профессионала.
Критериев, по которым оцениваются иконы, несколько — наличие или отсутствие эмали, количество цветов эмали (многоэ-мальность в хорошем состоянии дает ощутимое поднятие цены), степень стертости объема изображения (для металлических икон это обычное явление — лики изображенных становятся как бы более плоскими, стираются от времени).
Надо отметить, что металлические иконы на территории России выпускаются до сих пор. Делают их обычно со старых образцов. У глубоко верующих людей сохранилась традиция брать такие иконы с собой и в дальнюю, и в ближнюю дорогу.
 
источник: Журнал Кладоискатель № 22

Алена Богатых-Корк Фото Валерия Панфилова


На сайте есть: