ГлавнаяМифы и легенды о кладахКлад Степана Разина — Легенда
Клад Степана Разина

 

Бежал Стенька Разин на Ветлугу-реку, в лесную сторону. Здесь он много кладов закопал — казну свою схоронил. О тех кладах и посейчас слух ходит, да все те клады заговорены. Немало было охотников взять их, но никто не мог похвастаться удачей — не давались разинские клады. То незадачливого кладоискателя отбросит ветром за несколько верст, а то покатается клад, да уйдет глубже- в землю, и сколько не копайся — не докопаешься. Сторожат разинские клады черти, а заговорены те клады на головы: наместо, где клад зарыт, надо принести двенадцать голов, шесть Женских и шесть мужских.

 
 
Клад Степана Разина Легенда
В четырех верстах от села Трумлейки Разин в подземном срубе спрятал клад в 104 миллиона рублей золотом. В этом срубе к матице из черного дуба прибита 31сестяная таблица. В выходе стоит стол, на столе леэюит Евангельская книга, тут Dice стоит и блюдо, а на блюде лежит Камень-самосвет, весом в полтора фунта, и Камень невидимый. В углу выхода поставлены сорок два ружья, вокруг них — медная шпоночка, блестящая, как золото. В выходе же стоит часовня, а в ней находится Крест Животворящий да Арсидгта Божья Матерь и Никола Милостивый. Перед иконами горит большая неугасимая свеча. В кладу полоуеено двойное золото, серебро — все крестовики, жемчуг и медные деньги, все с конями. Около клада стоит пристав — чертъ, и никому не дает денег. Кто возьмет этот клад, тот должен построить собор-церковь и поставить в ней Животворящий Крест, находягцийся в часовне, а икону Арсидимы Боджьей Матери отнести в Соловецкий монастырь. Камень лее самосвет и Камень невидимый отослать к царю. Невидимый камень нужно носить на груди, а в карманы не класть. От невидимого камня многопользы: если царь обойдет с ним всю Россию, то она сделается невидимой для неприятеля.
Есть поверье, что если кто начнет копать этот клад, то из-под земли услышит слабый женский голос: «Не усиляйся, раб Божий, своей силой поднять казну! Найди разрыв-траву и выручи Божью Матерь из неволи, и тогда всему твоему роду и породью будет царствие небесное!»
В Шатрашанском кладе Разина за железной дверью хранится сорок пудов золота и множество сундуков с жемчугами. Здесь же стоит икона Божьей Матери, а перед ней горит неугасимая лампада. Кто отыщет список этой иконы, тот отроет и клад, а кто станет рыть клад без иконы, тот точас же и уснет. При рытье ударит двенадцать громов, явится всякое войско, конное и пешее, и будут всякие привидения, только бояться этого пе надо.
Шло раз по Волге судно, а па нем один бурлак хворый был. Видит хозяин, что работать бурлаку не под силу, дал ему лодку и ссадил на горах. «Иди, — говорит, — куда-нибудь выйдешь, а перевозить я тебя не хочу. Кто тебя знает, выздоровеешь ты или нет?» И пошел бурлак по тропинке в лес, еле тащится. Ночь притча, зги не видать, только впереди огонек мелькает. Пошел он на него и вошел в землянку, сидит в землянке старик, волосатый весь и седой-преседой.
Попросился бурлак переночевать, торг сперва не пускал, а после и говорит: «Пожалуй, почуй, коли не боишься». Прохожий человек подумал: «Чего бояться? Разбойникам у меня взять нечего». Лег и заснул. Вдруг просыпается идти шум, гам, крик, свист и ветер по лесму, и влетает в землянку всякая нечисть. Давай старика мучить, тискать, груди у него сосать — груди у пего большие, словно у бабы. Только зорька черкнула, они и отлетели. Передохнул старик и говорит: «А знаешь ли ты, у кого ты ночевал и кто я?» — «Не знаю», — говорит тот. «Я Стенька Разин, великий грешник, — смерти себе не знаю и за грехи свои муки терплю». У бурлака хворь как рукой сияло — стоит, слушает старика. «Далече отсюда в земле с кладом вместе рулсье зарыто, — говорит Стенька, — спрыг травой заряжено.
Там моя смерть. На вот тебе грамотку!» Дал старик запись па богатый клад. Зарыт он был в Симбирской губернии, и столько казны в нем было, что, по его сказаниям, можно было Симбирскую губернию сорок раз вызюечь и сорок раз обстроить лучше прежнего. Все было прописано в грамотке — сколько, чего и как взять.
Первым делом надо было икону Божьей Матери и часть денег по церквам и по пищей братии раздать, а после взять и из ружья выпалить да сказать три раза: «Степану Разину вечная память!» Тогда в ту жe минуту умер бы Степька и кончились бы его муки, да не случилось так: клад бурлаку не дался, человек он был темный, грамоты не знач и отдал запись в другие руки, а грамотники словом одним обмолвились — клад в землю пошел. Совсем было до него дорылись, дверь было видно. Перед тем, как Сгинуть, много Стенька всякого добра схоронил. Денег девать было некуда. Струги у Стеньки разукрашены, уключины позолочены, на молодцах бархат с золотом, дорогие шапки набекрень сбиты, едут Волгой, песни удалые поют, казной сорят. По буграм да по курганам Стенька казну закапывал.
В Царицынском уезде, неподалеку от Песковстонки, курган небольшой стоит, всего каких-нибудь cажени две вышины. В нем, говорит народ, заколдованный клад положен, целое судно, как есть, полно серебра и золота. Стенька его в полную воду завел на это место. Когда вода сбыла и судно обсохло, он курган над ним наметал, а для приметы наверху яблоневую палку воткнул. Не простой человек посадил ее: стала палка расти, выросла в большое дерево, и яблоки с нее были только бессемянные, сказывают. Все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно, клад не простой был положен, из кургана каждый раз кто-то выскакивал страшный-престрашный. Нечистые стерегли Стенькино добро.

На сайте есть: