ГлавнаяСправочник кладоискателяЗаклинание на кладах

В этом разделе я хочу предложить вам также некоторые выдержки из великолепной старинной книги «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания суеверия и поэзия» известного этнографа прошлого М. Забелина, которая была издана в Москве в 1880 г.
«.. .Если припомнить только, как пытали разбойники богатых людей огнем, то легко понять и то, что более злой обладатель богатства со своей стороны принимал все меры, и хоронил их, как можно лучше и потаеннее, то и просто, то с зароком, то есть с заклинанием, иначе с завещанием (словесным заговором) на имя какого-нибудь лица или человека, а часто на такого человека, которому попадается запись или бумажное завещание, в котором, между прочим, записано место, где положен клад.
Случается и так, что завещатель при зарывании клада делает заклинание, что клад этот зарывается на столько-то голов, значит достанется тому, кто будет из числа пытавшихся взять клад, сверх означенного числа лиц. По понятию кладовщиков, клад положенный на столько-то голов (например «на сорок голов»), будет причинять сорока кладоискателям смерть, а сорок первый кладоискатель получит клад беспрепятственно.
Рассказывают, что клады показываются по ночам в виде светлых огоньков над тем местом, где клад схоронен, и обыкновенно в ночное время, иногда в виде свечи горящей; так же говорят старожилы, что свеча показывается горящей перед иконой. Тут нужно сделать удар по той вещи и сказать: «Аминь! Аминь! Рассыпься!» И будто клад покажется в виде котла, сундука с разными драгоценностями и монетами, то в виде бочонка, а то и виде многих бочонков. .
Иногда, говорят, клад показывается человеку в пустынном месте в виде какого-нибудь животного или птицы, а главное показывается он только тому, кому этот клад должен достаться, и всегда в одном месте. Тут нужно иметь предосторожности, потому что опыт взятия клада сопряжен с различными опасностями и страхами, так как черти оберегающие эти клады, угрожают опасностью жизни, кричат: «Бей! Жги! Режь!» — и потому тот, кто приобретет клад, должен не озираясь назад, запомнить место, и брать с собой денег сколько может унести. Иногда случалось, что сокровища клада удавалось вынести в несколько раз, но иногда случалось, что все в первый раз взятое было и последним. Более клад не открывался...

 

.. .Заговор при искании клада. Когда покажется счастливцу клад, он должен проговорить: «Чур! Чур! Свято место! Чур, Божье да мое! (или «Мой клад с Богом напополам!»)». Затем желающий приобрести клад должен накинуть на место клада шапку с головы, что означает, оставить голову в залог и никому не поведать тайны. Наконец приговаривают: «Аминь! Аминь! Аминь! Рассыпься!» Последнее слово говорят по тому случаю, что клады обычно являются в виде огоньков, горящих яровых свечей, золотых петушков и тому подобных предметов...» .
Что же, таковы были познания старых фольклористов о приметах и суевериях, связанных с кладами и кладоискательствами. Современные их коллеги совершили значительный скачок в области сбора и систематизации данных о кладах в народном творчестве. Пример? Пожалуйста! Замечательная книга Марины Васильевой «Русские суеверия» содержит раздел, посвященный кладам. Предлагаю его вам с некоторыми сокращениями.

КЛАД, КЛАДОВОЙ, КЛАДОВОЙ БЕС, КЛАДЕНЕЦ, КЛАДОВИК — «ЖИВОЙ» КЛАД; ДУХ, ОХРАНЯЮЩИЙ КЛАДЫ

«...Несколько человек вырыли клад: один из них с радостью воскликнул: «Ну, теперь, ребята, будет на кабак и на табак!» Клад сейчас же провалился» (Долог.); «Где лад, там и клад» (Курск.); «Любителям искать кладов советуют достигнуть концов радуги, где повешено по котелку с древними золотыми монетами» (Новг.).
Согласно поверьям русских крестьян, кладами, подземными сокровищами могут владеть различные существа (подземные или лесные «хозяева», первопредки, первонасельники, легендарные разбойники-колдуны и злодеи-грешники): Хозяйка горы, белая змея, Полоз, Горный батюшка, Кутдеяр, а также чудь белоглазая, паны, Степан Разин, Марина Мнишек и пр.
Хозяевами и распорядителями кладов (особенно зарытых знающимися с нечистой силой колдунами или старыми скрягами) нередко рисуются в поверьях Х1Х-ХХ вв. нечистые духи, черти, бесы. В Воронежской губернии рассказывали, что раскаявшийся разбойник «несметные сокровища свои сложил в барку и опустил на дно реки. Над лодкой насыпал меловой курган. Имуществом этим завладела нечистая сила.\'Перед пасхальной утреней можно видеть, как освещенный изнутри курган разверзается и черти стараются увлечь в его середину разными приманками кого-нибудь из православных».
«Истоки поверий о кладах коренятся в древних народных верованиях, в представлениях о богатствах, скрытых в недрах земли, которые в свое время откроются; о духах, «хозяевах» их, хранителях сокровищ; позже эти древние «хозяева» подземных недр стали осмысляться как нечистая сила, приставленная к кладам дьяволом...  Происхождение кладов могло не объясняться, клады как бы исконно хранились в земле (древняя основа выступает в таких рассказах наиболее отчетливо). Иному... удавалось что-то взять из них, но, как правило, клады «не давались», они откроются, когда наступит назначенный срок. В такой форме выражалась мечта о времени, когда у всех всего будет вдоволь и бедняки разбогатеют — кладов так много, что хватит на всех. К этому могли примешиваться и религиозные, эсхатологические мотивы — клады объявятся перед концом света: «Свет этот в известное только Богу время кончится, сгорит, клады тогда из земли все выйдут наверх, некому будет их брать — не рады будут деньгам». Кроме того, вместилищем кладов часто считали остатки старых городищ, курганы, могилы, происхождение которых объясняли исторически» (появление кладов связывается со временем войн, вражеских нападений — с татарским нашествием, Смутным временем и т. п.) <Соколова, 1970>.
Охранять (и указывать) клады могут наделенные особыми свойствами пресмыкающиеся, животные (змея-медяница, ящерицы, голубая змейка, земляная кошка, черный кот (кошки), прикованный цепями медведь, филин), ср.: «...на искателей набрасывался «кот-котобрыс», черный кот с горящими глазами, самый страшный защитник кладов; вокруг дуба, у которого копали, стали ходить черные кошки» (Сарат.), и т. п.
По поверьям горнодобытчиков Урала, подземные сокровища сторожит рогатая лошадь с чугунными копытами. На Вологодчине считали, что клады могут стеречь красная или белая корова, рыжая собака, духи Лаюн и Щекотун, облик которых не вполне ясен <Черепанова, 1983>.


На сайте есть: