ГлавнаяВологодские кладыКрупнейшие клады Вологодской области

Некоторые подробности о находке одного из крупнейших кладов монет в Вологодской области

И.А. Смирнов, зам. директора по науке.

Весной 1968 года группой школьников Сидоровской средней школы (среди которых был и автор данной статьи) был найден уникальный клад серебряных монет ХV–начала ХVI столетий. В этом кладе присутствовали монеты Московского, Тверского княжеств, монеты городов Великого Новгорода, Пскова, удельного княжества Верейского. Наличие монет различной чеканки свидетельствовали с одной стороны о заключительном процессе объединения русских земель, с другой — о том, что в денежном обращении Руси еще долго сохранялись монеты различных, часто уже не существующих княжеств.

 
Вологодские клады
 
 
Подробности находок кладов довольно редко освещаются в печати. В связи с этим, по прошествии сорока лет, хотелось бы сообщить читателям некоторые подробности.

Солнечным весенним днем 1968 года мы возвращались из школы домой. Наша группа (5-7 человек) состояла из учащихся 6-8 классов проживавших в деревнях, расположенных на правом и левых берегах реки Лежи: Гридино, Степаново, Илюшкино, Черняево. Деревни входили в состав Сидоровского сельского совета Грязовецкого района. К настоящему времени часть деталей этого события уже исчезла из моей памяти, но я отчетливо помню некоторые имена участников этого события: Михаил Крылов, Сергей Постнов. Наши деревни отстояли от школы на расстоянии пяти-семи километров. И это расстояние мы преодолевали каждый день, утром и днем, в любую погоду. Особенно тяжело добираться до школы было зимой, когда заметало снегом дороги и тропинки, значительно сокращающие нам путь до школы, или в период весенней распутицы, когда раскисали грунтовые дороги и широко разливалась река, преграждавшая нам прямой путь к дому. Современному читателю необходимо пояснить, что в то время Сидоровская средняя школа размещалась на левом берегу реки в старых зданиях, стоявших рядом с д. Бекренево (через десяток лет после описываемых событий, школа переехала в новое здание, выстроенное на правом берегу реки в центре села Сидорово). В связи с этим приходилось делать еще приличный крюк, проходя через редкие мосты. Зато как мы радовались приходу весны, когда подсыхала почва и можно было пройти по тропинкам напрямик к школе по полям и лугам. Кое-где наш путь совпадал с проселочными дорогами, которые соединяли с. Сидорово с многочисленными деревнями, расположенными, как правило, по берегам реки Лежи. Одна из таких дорог шла параллельно левому берегу реки мимо деревни Рындино по направлению к деревне Гридино.

 

По этой дороге, еще по — настоящему непросохшей от весенней распутицы, мы и возвращались из школы. Напротив деревни Полухино, стоявшей на другом берегу реки, дорога проходила по высокому речному берегу. На этой горке, как гласило народное предание, стояла когда-то усадьба богатого помещика. Правда, от неё к тому времени не осталось никаких следов. Мои сверстники, жившие в деревне Полухино, рассказывали, что дно реки рядом с этой усадьбой было гладким – видимо, было выложено каменными плитами, и по тому же преданию, в этом месте купался помещик.

За несколько минут до нашего появления на горке по дороге проехал трактор с навесным плугом. Местами плуг задевал рыхлую весеннюю почву. Лемехами плуга, видимо, и была задета часть глиняного сосуда с серебряными монетами, спрятанного в земле на этой горке. Этим же плугом часть монет вместе с влажной землей была разнесена по дороге на расстоянии нескольких метров. Блестящие мелкие предметы, хорошо видимые в черной влажной почве, взрытой плугом, привлекли внимание одного из ребят нашей группы. Подняв одну из находок и очистив её от налипшей земли, он показал её всем.

Обучаясь в средних классах школы, мы с уроков истории уже имели некоторые понятия о монетном обращении на Руси, поэтому после некоторых споров было высказано предположение, что это монета. Обрадовавшись необычной находке, мы решили поискать еще на этом месте. Рассредоточившись по дороге, мы начали поиски монет, и они увенчались успехом. За короткое время, мы насобирали их по несколько десятков каждый. С удовольствием мы рассматривали свои находки. На одних монетах были надписи, на других изображения людей и предметов. По размерам и форме они также различались и были мало похожи на те круглые монетки, которыми мы привыкли расплачиваться за чай и булочки в школьном буфете. Найденные монеты были очень тонкими и имели необычную форму. Положив интересные находки в карманы, мы отправились домой. Ребята, проживавшие в д. Гридино, добравшись первыми до дома, рассказали о своей находке взрослым.

Весть о находке монет быстро облетела всю деревню. И двое взрослых мужчин, кстати, один из них был за рулем проехавшего по этой дороге трактора, отправились к месту находки. Вооруженные лопатой мужчины нашли в земле остаток глиняного сосуда и собрали еще на дороге значительное количество монет клада. На следующий день мы вновь отправились в школу. С восторгом мы рассказывали своим друзьям о необычной находке, показывали монеты. Весть о находке быстро облетела всю школу и достигла ушей наших преподавателей. Среди них был учитель труда и рисования Богачев Александр Васильевич, который интересовался нумизматикой и имел свою коллекцию старинных монет. Её он нам показывал на уроках, и благодаря ему, а не только урокам истории, мы имели более полное представление об облике старинных монет. Несмотря на преподавание не очень «серьезных» предметов Александр Васильевич был очень строгим преподавателем. На его уроках царила строжайшая дисциплина, при его появлении в классе замирали даже самые дерзкие ученики. В связи с этим Александру Васильевичу без большого труда удалось быстро собрать всю нашу группу — невольных кладоискателей и выведать у нас все подробности находки клада и отобрать в добровольно-принудительном порядке все монетки. Активную помощь в этом ему оказывал и Николай Анатольевич Шибарев, возможно уже в то время занимавший пост директора школы (директоров за мои шесть лет обучения в средних и старших классах Сидоровской средней школы сменилось несколько, и сейчас я уже не помню, когда они именно руководили школой). Мы с глубоким сожалением расстались со своими находками, но и ослушаться грозного школьного начальства не могли. На следующий день выяснилось, что наши учителя не только проявили оперативность в сборе монет, но и сообщили о ценной находке в Вологодский областной краеведческий музей. Приехавшие оттуда научные сотрудники сумели оценить важность находки, собрали монеты  в школе и в д. Гридино и перевезли их в музей. В фонды Вологодского музея-заповедника поступило 783 монеты.
Так, благодаря нашей находке и оперативной грамотной работе учителей Сидоровской средней школы, один из крупнейших средневековых кладов монет, обнаруженных на Вологодчине, был спасен для истории и нумизматической науки.

 

www.kirmuseum.ru


На сайте есть: