ГлавнаяЮвелирные изделия древнего НовгородаПривески — иконки древнего Новгорода
ПРИВЕСКИ-ИКОНКИ

Привески-иконки встречаются довольно редко. Их найдено всего 11. Любопытно отметить, что в берестяной грамоте 500 (XIV в.) названа «икона с гонтаном» (шнуром). Ее носили, вероятно, на шее. Иногда при­вески-иконки входили в состав ожерелья. Большинство иконок круглые, литые, с ушком для подвешивания, изображения на них односторонние.
Древнейшими привесками-иконками в Новгороде являются изделия начала XII в., найденные на Неревском раскопе.
Рис. 20, 3. Привеска диаметром 2,8 см, литая из латуни (20-17-540). На лицевой сторопе помещены две погрудные рельефные фигуры святых, возможно апостолы Петр и Павел. По краю иконки идут концентрические окружности и слабо заметный растительный орнамент в виде бегунка. Довольно близкие изображения Петра и Павла есть на новгородских ак­товых печатях 92 — например, на печати 208, датирующейся 1219—1221 гг.
Рис. 20, 1. Иконка диаметром 2,3 см, литая из оловянисто-свинцового сплава с погрудным изображением святого со свитком в левой руке (20-26-38). По-видимому, это святой Фома. Около его головы с обеих сто­рон расположена неясная подпись, из которой слева читаются буквы ЯГ, справа — Л\\й вэ. Следует отметить, что стилистически близкое изображе­ние святого есть на новгородской печати 688 **. Правда, там помещен святой Тимофей.
Рис. 20, 11. 30—60-ми годами XII в. датируется слой, в котором найдена литая оловянисто-свинцовая иконка диаметром 3,5 см с изобра­женном конной фигуры Георгия, пронзающего копьем змия (19-20-раскон XIII). Аналогичные привески обнаружены в Серенске, Старой Рязани и Прибалтике
Рис. 20, 5, 0; 21. 70—80-ми годами XII в. датируются иконки прямо­угольной формы с полукруглым завершением наверху (17-20-1008). Раз­меры их 1,7×3 см; 1,7×2,5 см. Они изготовлены тиснением из тонкого биллонового листа. На них изображены выпуклые поясные фигуры свя­тых. Иконки, видимо, не были нагрудными привесками. Вероятно, их прибивали тонкими гвоздями к какому-то деревянному предмету.
Рис. 20, 2. К тому же времени, т. е. к 70—80-м годам XII в., отно­сится броязовая литая иконка диаметром 3,8 см с рельефным изображе­нием двух святых с мученическими крестами в руках (17-18-989). Это, возможно, Козьма и Демьян.
Рис. 20, 10< Концом XII в. датируется иконка диаметром 2,4 см с очень неразборчивым погрудным изображением святого с жезлом или мечом у правого плеча (17-26-1344). Стилистически близкое изображение святого Федора с мечом у правого плеча помещено на свинцовой печати 148, датирующейся 1142—1148 гг.ва Семь привесок-иконок с подобными изображениями были найдены в финском погребении XI в. в Вологод­ской обл.87, что свидетельствует о постоянных контактах этой отдаленной области с Новгородом.
Рис. 20, 8» 12. В слоях XIII в. обнаружены две литые из биллона привески-иконки с изображениями крылатых фигур в полный рост. Одна из них, диаметром 3,7 см, датируется началом XIII в. (16-22-64). Фигура, помещенная на ней, в левой руке держит жезл, крылья ее распростерты.

 

 

Привески - иконки древнего Новгорода

 


Рис. 20. Привески-иконки
   
1 — 20-26-38; 2 — 17-18-989; 3 — 20-17-640; 4 — 2-8-100; 5,6— 17-20-1008; 7 — 7/8-1-1736; 8 — 14-18-987; 9 — Ковм; 10 — 17-26-13*4; 11 — 19-20-раскоп ХШ; .12 — 16-22-64

На другой привеске, диаметром 3,4 см, датирующейся серединой XIII в. (14-13-987), рук у подоб­ного же существа нет, только распростертые крылья, а вокруг головы — нимб. На обеих изображенных фигурах длинная одежда, вокруг фигур примерно в одних и тех же местах размещено шесть орнаментальных кружков с точкой посредине. По краю привесок проходит выпуклый точечный узор, подражающий жемчужной бнизи. Возможно, на привесках изображена новгородская София.

Однако на свинцовых печатях встречаются изображения архангелов, очень напоминающие фигуры на описанных иконках, — например, архангел Гавриил па печати 179, дати­рующейся 1176—1177 гг. Близкий по форме и изображению серебряный образок происходит из пос. Монино Московской обл.
Ряс. 20, 9. К XIII в. можно отнести образок диаметром 1,7 см, литой бронзовый, с рельефным погрудным изображением святого (Козм14). Изображение очень неразборчиво.
Рис. 22, 3. В слое середины XIV в. обнаружена нагрудная прямо­угольная иконка, литая из бронзы (К18-55). Разморы 4,4×4,7 см. На лицевой стороне изображена сцена распятия с предстоящими Богоматерью и Иоанном на фоне иерусалимской стены. В ворхней части креста подпись
1С ХС. Над крестом справа и слева — летящие ангелы. По контуру иконки проходит литой жгутик.
Рис. 20, У. Образок арочной формы с погрудным изображением свя­того в святительских ризах найдеп в слое конца XIV—рубежа XIV— XV вв. (7/6-1-1735). В левой руко — Евангелие, правая — благословляю­щая. Образок литой из олова и свинца. По контуру его проходит зигзаго­образный орпамент. По-видимому, на иконке изображен Василий Кеса-рийский. Близкие его изображения есть на одновременных актовых новго­родских печатях — например, на печатях 425 (1389—1425 гг.) и 429 (1425—1462 гг.) . Образки в виде киотца вообще характерны для произведений мелкой пластики XV—начала XVI в.101
Рис. 20, 4. К середине XV в. следует отнести овальную иконку (2-8-100). Длина 1,8 см. Иконка литая из оловянисто-свинцового сплава. На ней изображен святой Георгий на коне, поражающий дракона. Оваль­ная форма образка находит аналогии в новгородских каменных иконах — например, в иконке начала XIV в. с изображением святого Василия Великого Трактовка фигуры коня также близка изображениям на камне.
Рис. 22, 4. Концом XV в. стратиграфически датируется бронзовая литая нагрудная иконка с изображением распятия с предстоящими (0-3-1308). Размеры 4,3×5,5 см. Вверху над крестом — две поясные фигуры архангелов. Стилистически близкое распятие помещено на кресте-мощевике XIV в. мастера Семена Золотилова
Рассмотренные привески-иконки охватывают период с начала XII по конец XV в. и отражают в какой-то степени изменения, которые про­исходили вообще в древнерусском искусстве. Известно, что изделия мелкой пластики стремились повторять произведения высокого искусства. Стилистически изображения на медном литье находят параллели в про­изведениях резчиков по камню, изготовлявших каменные иконки и мат­рицы для свинцовых печатей. Видимо, формы для отливок иконок, мат­рицы печатей и каменные иконки резали одни и те же мастера.


На сайте есть: