ГлавнаяАрхеология РоссииКлады кургана Чертомлык

Чертомлык

Примерно в 20 км от Никополя, у дисировских поро­гов па речке Чертомлык, возвышается огромный кур­ган, издавна именовавшийся народом «Толстой моги­лой», а позднее получивший всемирную известность как Чертомлыцкий курган, или Чертомлык.

Мы уже упоминали о том впечатлении, какое этот курган произвел на знаменитого путешественника XVIII в. Василия Зуева, который писал: «Выехав из Чертомлыка верст через пять, увидели мы превеликий круглый курган, какого я ни прежде, ни после не ви­дывал. Его называют здесь Толстою могилою. Вокруг, видно, он также был окладен известковым каменьем, потому что сколь много по степи подъезжая к нему его валялось, больше того на сей художественной горе его было. Взошед на оный, довольно круто посреди самого верха представляется ямина, которая, однако, не от чего иного есть, как что земля осела, и в оной ямине стоит каменный болван увеличенного росту». Неудиви­тельно, что курган произвел на Зуева столь большое впе­чатление. Он удивлял и многих позднейших ученых и путешественников; ведь высота его достигала почти 20 м, а окружность составляла около 350 м! Это был действи­тельно гигантский курган, равный по высоте современ­ному шести-семиэтажному дому.

Издавна распространялись легенды о схороненных в нем сокровищах. В народе ходил слух, будто на глу­бине трех саженей «лежит золота сорок мешков» и будто охраняет его икона богородицы, также украшенная золо­том и драгоценными камнями. С целью добыть этот клад какой-то старик пытался даже произвести раскопки кур­гана, которые, разумеется, были бесплодными.

Не более достоверным был и рассказ одного из ок­рестных помещиков, некоего Воротынцева. Он утверж­дал, что лет за 30 до описываемых выше событий, когда он случайно проезжал мимо «Толстой могилы», чабан, живший подле самого кургана, предложил ему купить седло с серебряными стременами, будто бы выкопанное им в нем. Пастух, кроме того, якобы, выкопал целый клад старинных монет.

 

Легендами был овеян и камепиый «болван» (такие надгробные памятники в форме грубо высеченной из камня человеческой фигуры получили у археологов название «каменных баб»), стоявший на вершине кур­гана. Существовало поверье, что «болван» обладает чудо­действенной силой, исцеляя от лихорадок. Когда его однажды свезли с кургана, якобы началась засуха, а когда его снова водрузили на место, засуха прекра­тилась.

 

Клады кургана Чертомлык
 

 В 1859 г. была образована императорская Археологическая комис­сия при Министерстве двора, в ведение которой было передано производство раскопок и наследование древно­стей, «преимущественно относящихся к отечественной истории и жизни народов, обитавших некогда на прост­ранстве, занимаемом Россией, собирание сведений о па­мятниках старины и ученая оценка открываемых древ­ностей».

 

Одним из первых крупных мероприятий Археологи­ческой комиссии была организация раскопок Чертомлыцкого кургана. В 1862 г. Комиссия обратилась к вдове генерал-майора Зейфарта с новой просьбой о разрешении производства раскопок «Толстой могилы». Помещица согласилась, но подтвердила при этом требование по­койного мужа к Археографической комиссии — предо­ставить ей треть находок. Кроме того, она просила Ко­миссию организовать свои работы так, чтобы они «не могли отрывать крестьян ... от полезных занятий в лет­нюю рабочую пору».

Археологическая комиссия с этими условиями согла­силась, обещав отдать каждую третью одинаковую вещь, а за предметы, найденные в одном экземпляре, уплатить треть стоимости драгоценного металла. Кроме того, было обещано отдать госпоже Зейфарт все вещи, «не имею­щие археологического интереса». А такими вещами в то время считалось все, что недостойно было украсить им­ператорский Эрмитаж. Главной целью археологов про­должала оставаться погоня за драгоценностями, и зо­лотом.

Итак, все формальные трудности были преодолены и согласие с хозяйкой кургана достигнуто. 26 мая 1862 г. раскопки кургана начались. Руководство ими Археологи­ческая комиссия поручила своему «младшему члену» Ивану Егоровичу Забелину.

 

 

Клады кургана Чертомлык

 

В июне работа на кургане была возобновлена. На этот раз было нанято 116 землекопов с подводами и раскопки пошли быстрым темпом. Вскоре дошли до могильной ямы. Она была огромной: глубина ее достигала почти 12 м от уровня материка. Легко представить, каких трудов стоило извлечь с такой глубины сотни кубометров грунта. Наконец дно могилы было очищено. Могила ока­залась совершенно пустой — она была ограблена начисто. Была обнаружена грабительская мина (лаз), по которой грабители проникли к погребению вскоре же после похорон. Можно было определенно утверждать, что это были люди, знавшие, зачем они идут и куда им направить свой подкоп. Возможно, это были люди, сами участвовавшие в похоронах и сооружении кургана и знавшие, что игра стоит свеч.

 

Судьба, однако, помешала им безнаказанно совер­шить преступление. Во время ограбления кургана про­изошел обвал земли в грабительской мине и один из зло­умышленников был задавлен. Его скелет нашли архео­логи. Этот обвал помешал грабителям вынести все вещи из могилы — часть их была погребена обвалом вместе с неудачливым похитителем.

В грабительской мине археологи нашли, помимо мно­жества золотых бляшек — украшений одежды, шесть ме­чей с обложенными золотыми листами рукоятями, а также золотую обкладку деревянных ножен меча с че­канными изображениями битвы греков со скифами.. Но самой зна­чительной и богатой находкой в грабительском ходе была замечательная золотая обивка горита для лука и стрел. Тонкая золотая пластина украшена несколькими поя­сами рельефных изображений. На верхнем фризе пока­заны сцены борьбы животных: львицы и быка, вепря и льва; здесь же можно увидеть, как пантера терзает ди­кого козла, а па другой сцене пантера и лев — оленя. Наибольший интерес представляют два широких сред­них фриза, целиком заполненные различными сценами из мифов о жизни величайшего из греческих героев — ле­гендарного Ахилла, сына морской богини Фетиды и царя мирмидонян Пелея.

  Может возникнуть вопрос: почему па предмете, пред­назначенном для скифа, были изображены сцены из жизни греческого героя? Вероятно, это объясняется тем, что культ Ахилла был весьма популярен в северо-запад­ном Причерноморье и мог проникнуть оттуда и в скиф­скую среду. Дело в том, что, согласно одной из версий легенды, Фетиде удалось увести Ахилла с горящего по­хоронного костра и перенести его на остров Левку (со­временный о. Змеиный) у устья Дуная, где он еще долго продолжал жить в обществе других обожествленных ге­роев.

Весьма любопытно, что после находки золотой обивки чертомльщкого горита в разных местах на далеком рас­стоянии друг от друга были найдены еще три абсолютно такие же — в курганах у села Ильинцы (теперь в Вин­ницкой обл.), а затем в Мелитополе и около станицы Елизаветинской в дельте Дона. Как видим, территория их распространения весьма широка — от Днепра до Дона. Выяснилось, что это копии одной вещи. Как же они изготовлялись?

По восковой модели отливалась бронзовая матрица. Затем на эту матрицу накладывался тонкий золотой лист и оттискивалось изображение. С обратной стороны высокий рельеф заполнялся своеобразной мастикой — гипсом с какой-то клейкой примесью. Когда масса за­стывала, золотую обкладку при помощи золотых гвозди­ков прикрепляли к деревяниой основе горита. Таким образом, одна матрица могла служить для изготовлепия целого ряда одинаковых вещей. Сейчас мы знаем уже четыре оттиска с этой матрицы. Сколько их было изго­товлено всего — на этот вопрос, очевидно, ответ никогда не будет получен.

Терпение археологов, все же продолжавших изучать разграбленное поселение, было вскоре щедро вознаграж­дено. Погребальное сооружение Чертомлыцкого кургана представляло собой сложное подземное сооружение: от каждого из углов центральной могильной ямы отходили большие боковые подземелья — ниши, которые оказались не тронутыми расхитителями. По-видимому, к моменту ограбления входы в них были завалены землей, что и спасло их от хозяйничанья непрошенных посетителей, или же неожиданный обвал земли в грабительской мине, задавивший, как мы знаем, одного из них, не дал дове­сти преступный замысел до конца. В трех нишах также были захоронения, и в каждой — множество различных предметов: золотых и серебряных украшений — шейных гривен, перстней, браслетов, бляшек, украшавших одежду (одних золотых бляшек было найдено около 2500), бронзовых наконечников стрел, ножей и т. д. Особенно богатым было одно пз погребений, где были похоронены женщина и мужчина — наложница царя и его вино­черпий. Тело «царицы» было украшено золотой гривной, браслетами, серьгами. На каждом пальце — по золотому перстню. Она была одета в роскошный праздничный на­ряд. Но самой выдающейся находкой здесь оказалась прославившая курган большая серебряная с позолотой ваза, известная теперь во всем мире под названием чертомлыцкой амфоры. Ее особый интерес состоит в том, что она, как и куль-обская электровая ваза, украшена сце­нами из скифской жизни, только куль-обский сосуд ри­сует военный быт скифов, а чертомлыцкий — их мирные занятия.

Можно предполагать, что и на чертомлыцкой вазе изображен какой-то мифологический или эпический сю­жет. Если это так, то истолкование его весьма сложно и пет пока достаточно четкого и ясного объяснения.

По времени Чертомлыцкий курган близок Куль-Обе. Он относится к последней четверти—концу IV в. до н. э.

 

Кто же был здесь похоронен?

Чертомлык был усыпальницей могущественного скиф­ского царя, похороненного со всей пышностью скифского царского погребального обряда.

Открытия в Чертомлыке прогремели на весь мир. За­мечательные находки из кургана заняли свое место в за­лах Эрмитажа рядом со своими предшественниками из Куль-Обы, восхищая миллионы людей.

А спустя пятьдесят лет, в 1912—1913 гг., недалеко от Чертомлыка было сделано новое археологическое от­крытие, снова удивившее мпр. Этим открытием были раскопки кургана Солоха.

Фрагменты книги \" В поисках скифских сокровищ\"


На сайте есть: