ГлавнаяКлады Ленинградской областиПодводные тайны Финского залива
Известно, что любой мужчина до старости остается в душе мальчишкой и легко увлекается приключениями, о которых грезил и читал в детстве. Но будучи уже не мальчиком, а мужем, он занимается своими увлечениями всерьез, что часто дает неожиданный результат. Например, открытие древней Трои…

 

Когда в 1989 году сотрудник Института истории материальной культуры PAH (здесь и далее приведены современные названия организаций) — К.К.Шилик обратился к нам в АО \"Морские технологии\" с просьбой обследовать геофизическими методами один из районов Выборгского сражения русского и шведского флотов 1790 года, с целью поиска останков погибших кораблей, мы поначалу отнеслись к этому в духе героев \"Острова сокровищ\". Но сложность задачи, потребовавшей специальных технологий, методик и аппаратуры, а главное сделанные находки вызвали уже профессиональный интерес к совершенно новому предмету научных исследований. Проведенное в течение последующих лет изучение литературных и архивных источников, а также несколько рекогносцировочных экспедиций привели нас к идее создания Атласа и Каталога объектов на дне Балтийского моря и Финского залива.

Этот регион уникален тем, что, в отличие от Средиземного и Карибского морей, пресные и холодные воды Балтики служат прекрасным консервантом. Здесь не встречаются разрушающие дерево организмы, такие как корабельный червь (Teredo navalis). Широко известна уникальная сохранность обнаруженных в Роскильдфьорде пяти кораблей викингов (примерно 1000 г .н.э.), каравеллы \"Элефантен\" (погибла в 1564 г.), кораблей \"Ваза\" (1628 г.) и \"Кронан\" (1676 г.).

Здесь названы немногие известные объекты, а ведь дно Балтики хранит останки и трирем Божественного Августа, прошедших проливом Каттегат в 5 году н.э., и драконов Олафа Трюгвассона и Гарольда Хардрага, пересекавших море в 980-1064 годах н.э., и ганзейских коггов XIV века, и шведских каравелл XVI века, и скампавей Петра 1, и кораблей и подводных лодок Балтийского флота. Причем материалы, скомпонованные по принципу исторического Атласа, наглядно показывают, что, несмотря на изменения уровня моря и конфигурации береговой линии, основные фарватеры и наиболее рациональные маршруты движения судов практически неизменны более 2000 лет. Можно уверенно предполагать, что в обычных местах крушения кораблей XVII и XVIII веков следует ожидать находки и более древних судов, о которых в сагах и летописях не сохранилось даже упоминания. Особенно это перспективно для Финского залива, акватория которого не менее, чем с VIII века н.э. являлась основной дорогой с Северо-Запада Европы на Восток и обратно. Вот лишь один пример. В 1030 году после неудачной битвы Гарольд Хардраг бежал с дружиной из Норвегии на Русь к Ярославу Мудрому, а затем отправился в Византию, где за десять лет завоевал 80 городов по всему Средиземному морю. Всю добычу он ежегодно отправлял к Ярославу.

Вернувшись, он женился на его дочери и затем двинулся с дружиной в Норвегию, где воинский опыт и накопленное золото сделали его королем. Поскольку численность флотилий того времени могла достигать сотни кораблей, а даже в более поздние времена из каждых ста кораблей при плавании в этом районе гибло от 3 до 5, можно представить, какое количество находок ожидает исследователей при изучении старинных фарватеров Финского залива, глубины которых редко превышают 10-15 метров.
 

финский залив

Наглядно \"степень загруженности\" дна Финского залива легко проиллюстрировать на примере среднестатистического участка, каким может быть район о. Нерва, знаменитого гибелью в 1824 году русского шлюпа \"Свирь\" (1).

Шлюпом (от голл. Sloep) в XIX веке называлось любое трехмачтовое военное судно с прямоугольными парусами, имевшее промежуточные размерения между корветом и бригом. В России шлюпы строились лишь с 1805 по 1824 гг. преимущественно по двум типовым проектам на Лодейнопольской и Охтинской верфях. Всего было построено около 20 единиц, но именно с этим редким типом военного корабля связаны все первые кругосветные плавания русских моряков и их географические открытия в начале XIX века. Особенно знамениты шлюпы \"Восток\" и \"Мирный\", открывшие в январе 1820 года Антарктиду. Однако, мало кто знает, что первоначальное имя шлюпа \"Мирный\" было \"Ладога\". За три месяца до начала экспедиции Александр I \"высочайше соизволил приуготовленным в дальний вояж транспортам \"Ладоге\" и \"Свири\" именоваться шлюпами — первому \"Мирным\", последнему \"Благонамеренным\" (2). \"Мирный\" был назначен в южную дивизию для экспедиции к Южному полюсу, а \"Благонамеренный\" — в северную для поисков, как бы мы теперь сказали, \"Северного морского пути\". Вышедшие 4 июля 1819 года из Кронштадта корабли с честью выполнили свои задачи, в том числе и благодаря своим хорошим мореходным качествам. Вернувшись из плавания, М. П. Лазарев писал о \"Мирном\" и \"Благонамеренном\": \"Сии два оказались впоследствии самыми удобными из всех прочих, как по крепости своей, так вместительности и покрою\".

Удачный проект, сделанный по плану судов голландской Вест-Индийской компании, был реализован и в следующих кораблях, причем спущенные в июне 1820 года два новых шлюпа опять получили наименование \"Ладога\" и \"Свирь\". В 1821 году оба были назначены в кругосветное плавание в Америку для нужд \"Русско-Американской компании\" (3), но в последний момент шлюп \"Свирь\" был заменен фрегатом \"Крейсер\" и остался на Балтике в качестве гидрографического судна.

В кампанию 1824 года шлюп \"Свирь\" был назначен для промера у южного побережья Финского залива и, возвращаясь из трехмесячной экспедиции, ночью 7 октября в штормовых условиях наскочил на рифы о. Нерва. Хотя корабль остался на плаву и сначала не имел серьезных повреждений, из-за шторма не удалось завезти верпы для стягивания шлюпа. Более того, три гребных судна были разбиты и утонули. Через несколько часов поменявшим направление ветром корпус начало бить о камни и к 8 часам утра стали всплывать обломки подводной части. Для спасения 115 человек командир шлюпа капитан-лейтенант

И. П. Епанчин 2-й (4) приказал срубить мачты, по которым личный состав перебрался на остров.

Два дня люди находились на голой скале и были спасены присланным из Кронштадта бригом \"Олимп\". Корпус шлюпа, с удерживавшимися на остатках такелажа мачтами, был унесен в море, где затонул (5). И сейчас исследователи имеют уникальную возможность получить в свое распоряжение практически неразрушенный корпус шлюпа, который не только является редким образцом российского кораблестроения, но и имеет мемориальное значение, как копия первооткрывателя Антарктиды шлюпа \"Мирный\".

Первая экспедиция по поиску останков шлюпа \"Свирь\" была проведена специалистами АО \"Морские технологии\" осенью 1990 года. Учитывая, что шлюп в момент крушения шел курсом с севера на юг, мы предполагали наиболее вероятным местом нахождения останков — дно у северной оконечности острова. За два дня была проведена гидроакустическая съемка рельефа дна с помощью гидролокатора бокового обзора с рабочей частотой 58 кГц (разрешающая способность 1,0 м) на участке площадью около 2 кв. км. В результате были обнаружены четыре объекта, один из которых имел характерные очертания судового корпуса, два — очертания самолетов, а последний не был однозначно идентифицирован. Размеры корабельного корпуса не совпадали с размерами шлюпа, поэтому водолазные спуски не проводились и для продолжения работ было признано необходимым тщательно изучить архивные материалы с целью надежной реконструкции событий 1824 года. Период 1992-1994 годов оказался не самым благоприятным для проведения научных экспедиционных работ, объемы которых были нами сокращены в 8 раз, и вновь мы вернулись на полигон \"Нерва\" лишь в 1995 году. В связи с 175-летием открытия Антарктиды к останкам шлюпа \"Свирь\" проявил интерес Фонд им. М. В. Ломоносова при Санкт-Петербургском научном центре РАН, который обеспечил частичное финансирование работ за счет средств Фонда регионального развития Санкт-Петербурга и Министерства науки и технической политики РФ. К началу работ мы установили, что шлюп потерпел крушение у юго-западной оконечности острова, что сделало более вероятным районом нахождения останков дно к западу от Нервы (6, 7). Однако, к этому времени мы имели в каталоге материалы еще о 7 случаях крушения судов у острова за период с 1860 по 1914 год, включая гибель парохода \"Нептун\" водоизмещением 1493 тонны. Поэтому с помощью финансовой поддержки банка \"ФОРБАНК СПб\" была организована экспедиция, выполнившая картирование дна вокруг всего острова. Для съемки применялся экспериментальный портативный гидролокатор бокового обзора \"Рейнджер\" с рабочей частотой 500 кГц, обеспечивавший разрешение около 30 см. К сожалению, требовавшаяся при этом малая скорость движения (не выше 2 узлов) практически сделала 600-тонный корабль неуправляемым и съемка в непосредственной близости от острова была невозможна по условиям безопасности судоходства. Всего было опоисковано 6 кв.км дна, на которых было вновь обнаружено три корабельных корпуса и 6 неиндентифицированных объектов, причем 2 корпуса были засняты по несколько раз. Осмотр корпусов с помощью необитаемого подводного аппарата с телекамерой был затруднен сильным подводным течением и в конечном итоге удалось зафиксировать лишь большое количество обломков на дне. К сожалению, характер обломков свидетельствовал о более позднем времени гибели найденных судов.

Наконец, осенью 1995 года мы провели третью экспедицию, в ходе которой было выполнено сплошное картирование полигона общей площадью около 5 кв.км к западу от острова. Использовался гидролокатор бокового обзора фирмы \"Клейн\" с рабочей частотой 500 кГц, у которого с помощью специальных методов обработки сигнала разрешающая способность была доведена до 10 см. Были обнаружены еще три корабельных корпуса, корпус баркаса, несколько проложенных по дну кабелей, цилиндрический объект, совпадающий по размерам с торпедой и три неидентифицированных объекта. Один из них представляет собой четкую геометрическую структуру в виде пересекающихся под прямыми углами пяти стен высотой около 0,5 метра, расположенных на участке площадью около 500 кв.м. По мнению специалистов ВНИИОкеангеологии и, в частности, д.г.-м.н. С. Г. Краснова это образование не может иметь естественного происхождения, что открывает широкое поле для создания гипотез… Первый из вновь найденных корпусов, судя по всему, металлический, и принадлежит неизвестному нам судну. Второй корпус — деревянный и по размерам и степени разрушения вполне может принадлежать шлюпу \"Свирь\". Но, несмотря на нашу радость по поводу его обнаружения, еще больший энтузиазм вызвал третий объект — сильно занесенный осадками корпус, у которого видны лишь обводы и большая кормовая надстройка. По своим габаритам (длина — 23 метра, ширина — 7,3 м), а в особенности по наличию кормовой надстройки — ахтеркастля, эти останки очень напоминают ганзейский когг XIV века (8). В пользу древнего происхождения найденного корабля говорит и сильная степень его занесенности осадками, что, в условиях низкой интенсивности осадконакопления в этом районе, свидетельствует об очень долгом пребывании корабля на дне. Собственно такой же вывод следует из сравнения степени разрушенности корпусов.

Таким образом, в удаленном от традиционных маршрутов участке Финского залива на полигоне площадью около 18 кв.км на расстоянии от 100 до 300 метров друг от друга находятся останки 7 кораблей, 1 маломерного судна, предположительно 2 самолетов и еще 11 неидентифицированных объектов. Причем останки кораблей разных эпох лежат практически борт к борту. И это среднестатистический полигон! Но ведь в российском секторе Финского залива есть участки с аномально высокой концентрацией останков кораблей, связанных со случаями массовой гибели в результате штормов или морских сражений. Так, суровые шторма неоднократно топили в открытом с севера Нарвском заливе то флот короля Мангуса Эрикссона (1349 г.), то эскадру адмирала Флемминга (1574 г.) и ежегодно до 5 купеческих судов. А в 1790 году у северного побережья российского сектора Финского залива произошла самая крупная морская битва в истории Балтики. В двухдневном Выборгском сражении приняли участие более 450 вымпелов, на которых находилось не менее 60000 человек. В нем шведы потеряли более 60 вымпелов погибшими и около 30 взятыми в плен. Это самая крупная победа российского флота на Балтике и, как ни странно, \"белое пятно\" в истории, так как ни шведские, ни российские историки до сих пор не обращали на него внимание. В ходе составления Атласа и Каталога за XVIII век на планшеты северо-восточной части Финского залива нам в течение трех лет удалось, на основании шканечных журналов и рапортов, впервые научно реконструировать ход сражения и схемы маневрирования кораблей-участников. Было выявлено 9 полигонов, где следует ожидать находки около 87 погибших кораблей и до 30 оставленных якорей.

Наложение на эти полигоны данных за другие периоды показало, что на них погибло еще около 200 судов, кораблей и самолетов разных эпох и классов. Только в 1942-1944 годах здесь погибли немецкий торпедный катер \"S-80\", финские торпедные катера \"Райю\" и \"Тармо\", финский охотник \"VMV-17\" и советский \"МО-105\", немецкие десантные баржи \"AF35\" и \"AF50\", миноносец \"Т-31\" и транспорт \"Эсборн\". Проведенные лишь на 20% площади 4 полигонов рекогносцировочные работы позволили за 28 экспедиционных дней обнаружить 22 корпуса различных судов и кораблей, 2 маломерных судна, 5 якорей, 40 пока неидентифицированных объектов и 25 крупных скоплений обломков. Причем, в большинстве случаев, корпуса шведских кораблей обнаружены в точках, находящихся лишь в 20-150 метрах от теоретически рассчитанных в ходе реконструкции хода сражения. Хотя следует оговориться, что окончательная идентификация найденных корпусов — это задача другого этапа исследований, сложность которого заключается в том, что на некоторых участках корабли разных эпох лежат по 3-5 штук на расстоянии 50-200 метров друг от друга.

Впрочем, история научной реконструкции хода битвы, результаты подтвердивших ее правильность экспедиционных работ и сделанные в процессе теоретических и натурных исследований открытия — это тема для серии специальных статей.

В этой нам лишь хотелось привлечь внимание исследователей и любителей моря к уникальным возможностям, которые открывает для специалистов разных областей знаний и просто любителей приключений дно Балтики.

 
— МКТ — www.transport.ru

На сайте есть: