ГлавнаяСправочник кладоискателяЗмеевики с изображением архангела Михаила

XI в. Диаметр 7 см. Найден под Черниговом, на берегу р. Белоус, в 1821 г. Табл. I, 1

Змеевик золотой круглый литой, с четырьмя не полностью сохранив­шимися петлями для скрепления его с утраченным оглавием. Получил в науке название «черниговской гривны».

На лицевой стороне — рельефное изображение в круге архангела Михаила в рост с мерилом и зерцалом (сферой и лабарумом). Мерило за­вершается прямоугольным навершием и имеет высоту, равную фигуре архангела. Зерцало — в виде круга — архангел держит в левой руке. Крылья развернуты и имеют мелкую перистую разделку. Нимб рельеф­ный. На архангеле — стихарь с епитрахилью и орарем, один конец ко­торого накинут на левую руку. Пропорции фигуры укорочены, ступни ног развернуты в противоположные стороны. На фоне обронная надпись /ИХЦИЛЪ. Рельефные буквы имеют поперечную штриховку. Изображение архангела обрамлено ободком с точечным орнаментом и кольцевой об-ронной надписью, в которой рельефные буквы также имеют поперечную штриховку. Надпись греческая

+ АПОС ЛГЮС ЛГЮС К(ирю)С САВЛ.09 HAIPiC О tfVANOC К(а)1

 

 Т. е. «Свят, свят, свят. Господь Саваоф исполнь небо и земля».

Надпись окантована более крупным точечным орнаментом. Внешнее кольцевое поле имеет орнамент в виде пальметт и веерообразно расходя­щихся трех лепестков, соединенных у основания стеблями. По краю идет тонкая полоса орнамента в виде жгута.

Иконография архангела Михаила на черниговском змеевике византий­ская. Она повторяет хорошо разработанный в византийском искусстве вариант, который представлен на медной чеканной иконке с изображением архангела Михаила и донатора Иоанна, происходящей из Херсона и да­тируемой XI—XII вв.

На обороте в круге изображены женская голова с расчесанными на прямой пробор волосами и часть туловища с грудями, от которых расхо­дятся вниз и в стороны по две пары змей с толстыми чешуйчатыми туло­вищами, ушастыми головами и оскаленными пастями. Другая пара змей отходит от верха женской головы. Змей получился восьмиголовым. Змеиная композиция равномерно заполняет почти: все пространство круге. Вокруг нее идет обронная славянская надпись

ГН ПОМОГИ РЛБОУ свотемб васнлнга amhn

По внешнему кольцевому полю — греческая заклинательная надпись, исполненная также оброном

+ УССбРД M6AANI M6AANOM6NI OCIHAI6 Кб ОС APAKON CYPHZHC Кб ОС APNIO KYMNIHTI

Смысл этой надписи расшифровывают по-разному: «Матица черная, почернелая, как змей, (ты) вьешься, и как дракон, свищешь, и как лев, рычишь, и как ягненок, спи (спишь)» (по Г. С. Дестунису). Под матицей здесь имеется в виду утроба, опухоль кожи. «Здесь недуг вьется, кружится около больного в виде змея, в образ которого облекся некогда злой дух» (Дестунис Г. С, 1884. С. 8). Более произвольное чтение надписи было предложено профессором Дерптского университета Крузе (в передаче И. Ставровского): «Черная родильница очернила себя злом (или лучше яростию), пресмыкалась в прахе, как змея, и шипела, как дракон, и ры­чала, как лев, и была в ужасе, как ягненок, [когда победил ее архангел Михаил]» (Ставровский И., 1836. С. 336—354).

 

Змеевики с изображением архангела Михаила

 

Первое чтение надписи, восстановленное Г. С. Дестунисом по сличе­нию с подобными заклинательными формулами, известными и на других змеевиках, более аргументированно.

Сложность чтения надписи заключается в том, что она сделана не на древнегреческом, а на малоизвестном средневековом наречии, возможно, еще и искаженном русским мастером в передаче ее с греческого оригинала.

Назначение змеевика как амулета-филактерия, призванного охранять человека от всяких бед и болезней, по средневековому представлению наводимых на человека многоликим бесом, изображенным в виде женской головы, окруженной змеями, можно считать доказанным (Евгений [Бол-ховитинов], митрополит, 1833. С. 121—123; Соколов М., 1889. С. 339— 368).

На лицевой стороне змеевиков помещали христианское изображение змееборца и целителей или другой иконографический сюжет, символиче­ски связанный с борьбой с дьяволом в виде змея.

Древнейшими из известных змеевиков являются змеевики с изображе­ниями архангела Михаила. Представление об архангеле Михаиле как о змееборце было навеяно прежде всего Апокалипсисом, где он ниспровер­гает дьявола в бездну. А трисвятая песнь вокруг изображения архангела Михаила на лицевой стороне змеевика указывает и на победу христиан­ства над язычеством (Ставровский И., 1836. С. 346—348).

 

Суеверное почитание змеевиков было характерно прежде всего для принявшей христианство феодальной верхушки, о чем свидетельствуют дорогие отливки из золота и серебра, иногда именные, т. е. сделанные по специальному заказу.

На черниговской гривне имеется русская надпись, призывающая Господа помочь «рабу своему Василию». Надпись по эпиграфическим при­знакам датируется XI в. и вполне справедливо связывается с именем Владимира Мономаха, имевшего христианское имя Василий и бывшего черниговским князем до 1095 г. (Срезневский И. И., 1882. С. 40, 41).

О русском происхождении черниговской гривны говорят древние отливки с этой же литейной формы, не имеющие дефекта этого змеевика, — сквозной и несколько разошедшейся трещины на его нижнем конце. Этот дефект имеется только на тех отливках, которые были сделаны уже в XIX в. (Орлов А. С, 1926. С. 27, 28).

К ранним отливкам нужно отнести медный экземпляр, находившийся в Черниговском музее (Шугаевсъкий В., 1928. С. 224—234); очень четкий по воспроизведению изображений и надписей экземпляр Исторического музея УССР (инв. № 1429-В; табл. I, 2) и серебряный экземпляр, найден­ный археологом В. И. Якубовским в Хмельницкой обл. и хранящийся в Музее исторических драгоценностей УССР (Якубовський В. I., 1975).

 

В собрании ГИМ хранятся девять копий черниговской гривны, отли­тых в XIX в. Два экземпляра копий находятся в Музее истории Киева.

-----------------------------------------------------------------

 

XII— Волковысский военно-исторический музей П. И. Багра-

 

начало XIII в. тиона. Размеры 5X4,2X0,9 см. Волковыск. Случайная на-

 

ходка Г. И. Пеха на «Замчище» в 1946 г. Табл. I, 4

Змеевик бронзовый круглый литой, с ушком для подвешивания. На лицевой стороне — рельефное изображение архангела Михаила в рост, стоящего на поверженном змее. В руках у архангела — мерило и зерцало. Формы изображения крупные, с плохо проработанными деталями. Над­писей на фоне нет. Изображение окантовано рельефным толстым жгутом с поперечной насечкой. Рельефное кольцевое поле имеет как будто над­пись резьбой вглубь, но из-за плохой сохранности ни одной буквы про­честь нельзя. По краю змеевик окантован рельефным ободком.

 

На обороте — змеиная композиция вокруг человеческой головы с почти стертыми чертами лица и помещенной не в центре, а в верхней части змеевика. Симметрично расположенные змеиные туловища закан­чиваются ушастыми звериными или драконьими головами. Змеиное гнездо окантовано толстым рельефным жгутом с поперечной насечкой. Кольце­вое внешнее поле имеет плохо читаемую надпись резьбой вглубь.

Другие змеевики, отлитые по данной литейной форме, пока не найдены. Датировка устанавливается приблизительно по аналогичной иконогра­фии архангела Михаила на змеевике, найденном на Киевском детинце (см. № 2).

---------------------------------------------------

Примечание. Сходный по иконографии обеих сторон медный змеевик находился в собрании Ю. Б. Иверсена. По-видимому, именно этот экземп­ляр впоследствии (1922—1923 гг.) поступил в собрание ГИМ из коллек­ции П. В. Зубова (табл. I, 3; ТолстойИ. И., 1888. С. 379. № 5; Орлов А. С, 1926. С 32).

В отличие от волковысского данный змеевик несет на обеих сторонах читаемые (хотя и несколько поврежденные) надписи. Обе они славянские. На лицевой стороне это — трисвятая песнь (во всех остальных случаях она встречается на амулетах-змеевиках только по-гречески)


На сайте есть: