ГлавнаяКлады из КалугиО кладах в Калуге — из истории

Кладоискательство ныне, благодаря появлению дешевых и надежных металлодетекторов, переживает настоящий бум — увидеть человека с «клюшкой» можно частенько. У неискушенных сограждан реакция, как правило, однозначна: «Золото ищут – вот ведь как легко можно обогатиться!» Познакомившись же с кладоискателями и узнав, что обычная добыча их — несколько мелких монет, чаще всего медных, крестьяне кивают: «Правильно. Здесь что было до революции – кабак! Так откуда ж там золоту взяться? Не там вы ищите. Берите в долю – покажем, где тонны золота спрятаны. Его еще прадеды искали, да и я сам, однако найти не смогли, а с прибором-то мы его быстро того…».

Кладоискательство на Руси – хобби далеко не новое. Причем на мелочи «простолюдины» не разменивались – не тот у нашего народа менталитет, кубышка с медяками – не наш масштаб.

Вот какое письмо, полученное существовавшим в 1920-х годах «Калужским обществом истории и древностей», хранится в архиве (ГАКО: Р-324, оп,1 ед.хр. 6):

7 ноября 1925 года

…Настоящим довожу до вашего сведения, что мною добыты сведения, подтвержденные многими лицами, что в Малоярославецком уезде Абрамовской волости имеется местность, называемая Ланцовка, и вот у одного из граждан деревни имеется на руках старинная грамота, написанная на какой-то берящной бумаге, пришедшей в сильно изотлевшую ветхость. Написана она на старинном плохо разбираемом нами языке, но все-таки некоторые лица могли перевести ее на более понятный тариф. Грамота эту указывает, что близ этой местности Ланцовки был когда-то город и вот во время Литовского нашествия все драгоценности из этого города были вывезены на эту Ланцовку, где были погружены в глубокий каменный подвал, каковой и был засыпан землею. Грамота эта списана с каменной плиты, много лет шла по рукам закаленных стариной дедушек и наконец попала на хранение в церковь, откуда она снова попадает на руки одного дедушки конца 19 столетия, который, разобравшись в ней, собрал народ из четырех деревень и начал копать этот клад. Тогда они докопали до огромных плит и бросили. Нынче летом граждане снова начали копать и снова встречают те же предметы, которые должны встречаться на пути, как указано в этой грамоте. Граждане, ищущие клад, копают тайком и прекратили свои работы благодаря того, что их запугали арестом. И вот я прошу прислать ко мне представителя от Общества для расследования этого дела и имеющего право потребовать от того гражданина опись об этом громадном Кургане. Если я не получу никаких уведомлений от Вас, то буду сообщать в Ленинград, в Главную Академию Наук. Ответ буду ожидать в течении 10 дней.

Подпись неразборчива.

Ответ последовал с опозданием, и был вовсе не таким, на который рассчитывал сельский активист:

20 ноября 1925 года

Уважаемый товарищ!

В ответ на Ваше письмо сообщаю Вам, что Калужскому об-ву Истории и Древностей было бы весьма интересно познакомиться с содержанием грамоты, о которой Вы пишите. Калужское об-во Истории и Древностей, не имея возможности выслать в настоящее время своего представителя в Малоярославецкий уезд, просит Вас обратиться к владельцу грамоты с просьбой дать Вам на время под расписку вышеназванную грамоту, чтобы препроводить заказным письмом в Калужское об-во Истории и Древностей для прочтения и установления ее происхождения. Попытайтесь уговорить владельца дать на время эту грамоту. Если грамота будет нами задержана, то, имея на руках расписку, он сможет требовать возвращения грамоты судом. Таких берящих грамот о кладах в Калужской губернии несколько. Действительное существование клада сомнительно, грамота интересна, таким образом, в историческом отношении. Общество уполномачивает Вас быть его представителем в этом деле и посылает надлежащее удостоверение. Имейте только в виду, что никаких реквизиций или принудительных изъятий наше об-во делегировать не имеет права.

Председатель Общества М.Шереметьева.

«Страшно далеки они от народа», — сказал в свое время Владимир Ульянов-Ленин о русской интеллигенции. Ответ главы калужских историков и краеведов лишний раз подтверждает справедливость сентенции вождя пролетариата – наивностью он не уступает письму сельчанина… Что доказывается тем, что продолжения переписки не последовало… Однако Шереметьева была права: всевозможных «грамот» «где и как найти клад» в народе ходило немало. Содержание одной из них пересказал в свое время в письме в редакцию «Вести» (13.10.1992) житель д.Долина Хвастовичского района Владимир Толстиков:

«Еще до революции ходили у нас листовки «Как найти клад Кудеяра». В речку Рессету впадает ручей. Вода чистая, но в народе называется тот ручей Могильней. В тех листовках говорилось, что начинать поиск надо по ручью от реки, потом вверх и дальше. Расстояние четыре версты, и все в лес, в гору. Совет был такой: дойдя до Гремучего колодца, нужно было отыскать огромный дуб… Любители поискать клад были. Искали его трижды, но неудачно. И все же клад этот ждет счастливчиков, я верю в это».

А уж устным рассказам про клады Кудеяра, разбойников, городскую казну, спрятанную перед приходом поляков (литовцев, татар), числа нет! Они связаны практически с любыми почитаемыми в народе объектами вроде камней, родников, деревьев. Предания дают точные указания, где именно надлежит копать. Вот что наперебой говорили нам сельчане о кладе близ Сердитого родника (о нем мы подробно рассказывали в прошлый раз):

- Мама мне говорила о кладе Наполеона. 12 сенных оглобель надо отмерить от ямы в поле на закат рождественского Солнца.

- А мне дедушка рассказывал, как он ходил туда копать. Копал, копал, дошел до плиты и не смог ее вскопать. У нас были бурильщики лет 30 назад, и он пошел к ним: «Ребят, прокопайте мне эту плиту». Они ему: «Дедушка, только вечером». А вечером пришел начальник и увез их…

- Мне бабушка говорила. Жила у нас в селе женщина, она пасла овец, стала спускаться к Сердитому ключу, смотрит: торчит в горке котел, полный золота. Она бросила овец, побежала за мужем, муж запряг лошадь… И они привезли клад, выстроили потом три дома. Это точно было: бабка называла фамилии. Но это не весь клад…

Несмотря на полное отсутствие логики (в самом деле, кто ж будет отмечать клад камнем или, тем более, насыпать над ним курган?) в предания про клады в наших деревнях до сих пор верят искренне, и не только верят, но и активно их ищут, с привлечением технологий ХХ века:

- Курган у нас есть, не знаю — Кудеяра или какого-то другого бандита… Пыталась вскрыть его молодежь. Копали, экскаватор подгоняли. Учитель у нас был, так он сверлил этот курган раз пять или шесть. Через несколько метров бур упирается — там как железка какая-то. Так ничего и не нашли. Там надо копать да знать где. Был один дядька старый, вот он говорил: «Если б разрыть этот курган, то на вашу деревню на пять лет бы хватило всем. Золото там, разбойники натаскали».

Это – изложение рассказов жителей одного из сел Ульяновского района.

Следы упорной многолетней работы деревенских кладоискателей иногда производят сильное впечатление. Под Жиздрой есть пятачок, где группируются сразу несколько археологических памятников: два городища, курганный могильник, а неподалеку — Гремячий родник («там золотая ладья Кудеяра на цепях подвешена и гремит»). Все здесь изрыто покопами. Особенно досталось защитным валам городищ – эти сугубо оборонительного назначения земляные насыпи деревенские жители твердо почитают насыпями над курганами! И то, что клад так никому и не достался, наших людей не смущает – значит, надо копать глубже! Ну и, конечно, клады могут быть заговоренными, не всякому даваться – подобных сюжетов записано множество, хотя слышать их вживую в Калужской области нам пока не приходилось. Да и рассказов о найденных кладах бытует крайне мало, и ценности в них относительно скромные – хотя, видимо, достаточные, чтоб поддерживать энтузиазм:

- В Визичах делали мельницу. Еще до Столыпинской реформы, при барине. Выкопали «мерку», как тогда ее называли, зерно мерить. С бочку. Железная. Денег там – золото, серебро… А на ней написано: «кто возьмет – тот помрет». Ну, и взять хочется, и боятся. Жизнь хоть и тяжелая была, а помирать кому охота? Ну, сначала не хотели, может, говорить, а потом сказали барину: «Николай Иванович, так мол и так». Он пришел, прочитал, тоже думал, боялся. А потом жена его пришла, и она взяла. Она уже больная была. И точно скоро померла. Может, так совпало. А барин на эти деньги много построил… – говорила мне недавно местная старожилка Аделаида Арсеньтевна Сидоренкова.

Поверий можно приводить еще много, однако возникает вопрос – имеют ли они какое-то научное значение, кроме чисто этнографического? На наш взгляд, колоссальное. Подобные рассказы позволяют находить интереснейшие археологические памятники, в том числе и неизвестные специалистам! Но это не все. Подавляющее большинство объектов, к которым привязываются клады, – камни, родники, холмы наверняка имели культовое значение. То есть были местами капищ, а «звонкие горки» и «страшные городки», вероятно, – поселениями жрецов-волхвов. Это часть нашей истории и культуры, о ней практически ничего неизвестно, только догадки и предположения. И при всей загруженности археологов стоило бы, наверное, им побольше уделять внимания такого рода информации – тем более, что она быстро уходит. Конкретный пример – история, с которой начали.

Как следует из полученного краеведами письма, деревенские кладоискатели скорее всего копали вал древнего городища. Однако для осмотра его, как вы помните, они так и не выбрались, ограничившись отпиской. Не выезжали специалисты и позже. Только в начале ХХI века, после обнаружения в архиве переписки, сделали это члены нашей группы, исключительно на общественных началах. По приезде оказалось, что населена деревня ныне московскими дачниками, единственная коренная жительница 1940 года рождения слышала только о «Ланцевской дороге» и то не знает точно, где она проходила. И искать городище (напомню, необследованное) теперь можно, разве что прочесывая десятки квадратных километров леса…

Остается только вновь обратиться к нашим читателям с традиционной просьбой: рассказать про известные им по преданиям выделяемые народом географические объекты, в том числе и места, связанные с кладами. Пишите в редакцию или непосредственно автору: AP40 (собака) mail.ru, телефон 8-906-645-87-08. Заранее спасибо.
Андрей Перепелицын.
по материалам интернет источников


На сайте есть: