ГлавнаяКлады ПоволжьяКлады села Новое Пшеново. Мордовия
Река Исса
река Исса
 
 
…Никак не думали мордовские князья, что татаро-монгольское нашествие каким-то образом коснется их. Но коснулось. На горе, что возвышается над селом Новое Пшенево, находилась ставка небольшого отряда, отставшего от основных сил завоевателей Руси.
    Иноземцы чувствовали себя хозяевами. Всякий путник попадал в руки иноверцев и расплачивался за “проезд”, как правило, собственной жизнью. Трупы несчастных сбрасывали в ров под горой. Их даже не засыпали. Об этом заботилась сама природа. Время от времени со склона горы срывались огромные камни, которые и становились своеобразными могильными плитами. А вот своих татаро-монголы хоронили с почестями. На выступе соседней горы была вырыта одна “братская” могила, куда после обещания отомстить укладывали покойников в полной амуниции. Несколько необычно проходили поминки. Все напивались и начинали метать топоры. Согласно легенде, самые удачливые умудрялись добрасывать их до лесополосы. А это ни много ни мало около полутора километров.
    Пришло время покинуть мордовские земли. Шатры погрузили на повозки, колодцы, уходившие в глубь горы, присыпали землей и двинулись на Восток. Последним уходил старый мурза. В надежде вернуться обратно и не веря больше своим воинам, он доверху наполнил дубовую бочку награбленными сокровищами и утопил ее в болоте, на глубину около 10-ти метров.
    Но намерениям старого мурзы не суждено было сбыться. Назад татаро-монголы не вернулись, а утопленный в болоте клад стал притчей во языцех. Сказало свое веское слово и время.
    Услышав о несметных сокровищах, многие новопшеневцы бросились на поиски. Но власть быстро “надавала по рукам” кладоискателям и распорядилась засыпать это место землей.
    До сегодняшних дней легенды о захоронениях иноверцев передаются из поколения в поколение, обрастая невероятными подробностями. Однако пребыванию татаро-монгол на мордовской земле существует и материальное подтверждение. Когда в 1956 году пожар спалил большую половину Нового Пшенева, народ, отстраивая село заново, использовал под фундаменты новых домов валуны с горы. Огромные камни дробили с помощью динамита. Взрыв выбрасывал на поверхность многочисленные предметы татарской амуниции: куски одежды, топоры, сабли, копья. Тронутые временем, они рассыпались от первого прикосновения.
    А гора жива до сих пор. На местном диалекте ее название звучит как Татаронь кштима пря. Улыбаясь, местные жители говорят, что такое имя гора получила оттого, что на ней плясали татары. Уже в наши дни легендарную гору окрестили Шишкан-горой. Наверное, из-за того, что ее форма напоминает шишку, а высота просто шокирует. Кстати, все наши попытки подняться на вершину заканчивались неудачей.
    …Финская война стала одним из этапов жизни многих пшеневских мужиков. Некоторым из них пришлось побывать и в плену. Рассказывают забавный случай. Однажды к закованным в кандалы мордовским мужикам подошел средних лет финн и поинтересовался, откуда они родом. Пленники прекрасно поняли его, благо, мордовский и финский языки схожи, и ответили, что из Мордовии. Финн присел рядом и поделился своими планами. После войны он собирается поехать на их родину за сокровищами, что зарыты на огромной горе в землях Арапова (ныне Ковылкино). Пленники поняли, речь идет об их родине. Более того, о селе, где остались их жены и дети.
    Напрасно надеялся финн, что пленники сгинут в лагерях, унося тайну с собой. Освободившись после войны, они вернулись в Новое Пшенево. Сельчанам было как-то странно наблюдать, что прошедшие через плен однополчане сторонились друг друга. Мало кто знал, какую тайну они привезли с войны. Случалось, по ночам на Шишкан-горе видели загадочный свет и слышали шум. Кто-то что-то искал. Но только что? Самые любопытные поднимались на гору и лицезрели свежевырытые ямы. По селу поползли нездоровые слухи. Народ очень быстро связал воедино нелюдимость бывших солдат и ночные раскопки.
    О кладе стали говорить все, и каждый видел себя его обладателем. Ажиотаж стих после загадочного происшествия. В одну из ночей ушел и не вернулся домой сельчанин. Он пропал навсегда. Перестали говорить и о сокровищах. Изредка, когда о них все-таки заходил разговор, можно было услышать такие слова: “Золото — это кровь.” А потом началась война и стало вообще не до кладов.
    Но несметные богатства горы до сих пор не дают спать спокойно обитателям Нового Пшенева. Молодое поколение узнало о них от стариков. Умирая, Антон Прохорович Пиксайкин набросал внукам примерный план, согласно которому клад зарыт недалеко (три лаптя вправо) от огромного дуба на склоне. Старик говорил, что там лежат слитки золота и масса драгоценных камней.
    По слухам, могут быть в Новом Пшеневе залежи и природного золота. Несколько лет назад на улицах села появились ученые из Ленинграда. Их спецмашины и снаряжение говорили о том, что жители Северной Пальмиры собираются здесь что-то искать. При отъезде они по секрету (возможно, в шутку) сказали своему проводнику из местных, что в недрах новопшеневской земли покоятся залежи золота, но только очень глубоко. Так или иначе, пшеневцы восприняли слова всерьез.
    Приезжали и другие ученые, на сей раз из Рязани. Они обнаружили в окрестностях Нового Пшенева еще одни сокровища — точнее, полезные ископаемые. Недалеко от села ученые наткнулись на белую глину. Та лежала в два слоя: первый — 50 сантиметров, второй — полтора метра. Провожатым у них подрабатывал местный житель, тот, что и у ленинградцев. На селе его знают как Яшку.
    Яков Михайлович известен как страстный путешественник. Однажды в пойме речушки он наткнулся на необычный камень. На черной поверхности булыжника поблескивали “звездочки”. Камень был на удивление тяжел и с легкостью резал стекло. Свою находку Яков Михайлович отдал ученым, а те спустя три месяца прислали ему триста рублей (сумма по тем временам внушительная).
    Известен Яков Михайлович и другим. Он единственный, кто за последнее десятилетие смог отыскать вход в легенду Ковылкинского района — подземную церковь Нового Пшенева. А было это в 1946 году. В тот день Яшка гулял с собакой в лесу. У подножия склона Шишкан-горы, рядом с родником (более известным как пещерный колодец) пес заметался и ринулся куда-то вверх. Яшка рванул за ним. Чуть выше колодца, примерно в 20-ти метрах влево в земле чернело небольшое отверстие. Паренек принял его за лисью нору и запустил пса внутрь. Оттуда раздалось раскатистое эхо собачьего лая. Мальчуган тут же смекнул, что это вовсе не нора, а что-то иное. Тут же он вспомнил рассказ дедушки о скрытой в лесу пещере. Он сбегал домой за лопатой и, не говоря никому ни слова, вернулся обратно.
    Зрелище, открывшееся Яшке внутри, просто шокировало. Помещение было округлой формы, в разные стороны уходили несколько ходов. Но идти туда Яшка не решился, побоялся темноты. Он собирался было уже уходить, как заметил в углу пещеры необычный предмет. На поверку оказалось, что это мраморная плита с письменами, закрепленная в наклонном положении. Забегая вперед, скажем, что по прошествии лет Яков Михайлович неоднократно пытался отыскать пещеру, но всякий раз это заканчивалось неудачей. Природа спрятала пещеру от людских глаз…
    Версии о возникновении пещеры существуют две, но все они сходятся в одном, что рыли ее под подземную церковь. Начало работ датировано 1884 годом.
    Согласно первой версии, в Новое Пшенево пришли два монаха-отшельника и стали агитировать сельский люд на работы. Расплатиться за труд обещали духовной пищей. На призывы откликнулось все село. На склоне горы люди рыли землю и таскали ее в плетеных корзинах за реку. Под руководством монахов была построена подземная церковь, а люди, принимавшие участие в работе, стали ее прихожанами.
    Но уже известный нам Яков Михайлович трактует события иначе. Он утверждает, что идея создания пещеры принадлежит молодому человеку, не имеющему никакого отношения к церкви. Якобы этот молодой человек, отучившийся в Петербургской Академии и получивший диплом инженера, задался целью соединить между собой два села: Новое Пшенево и Паево. В качестве рабсилы он привлек женщин-монахинь. Те день и ночь рыли на горе землю и сбрасывали ее к подножию. Помогали монашкам и местные. В конечном итоге все работы были завершены в несколько месяцев. Длина пещеры составила более 50-ти метров. Из главной комнаты вели три развилки, которые в конце между собой соединялись.
    А засыпали пещеру, по данным местных “историков”, в 1914 году, и что самое удивительное, по приказу патриарха. Пещеру “замуровывало” все село. Людей торопили и советовали поскорее обо всем забыть. Многие склонны считать, что духовенство не имело никакого отношения к \"смерти\" подземной церкви. Просто-напросто местная власть побоялась, что ретивый инженер не остановится на достигнутом и постепенно захватит все окрестности. Словом, до сих пор остается неизвестным, почему легенду района стерли с лица земли.
    В пещере осталось множество икон и прочей церковной утвари, но брать тогда ничего не разрешали. Любопытная деталь. Последний из тех, кто принимал участие в работе, покончил с собой в 1985 году при загадочных обстоятельствах. Однажды, несколько лет назад, в Новое Пшенево на микроавтобусе приехали несколько человек и начали расспрашивать местный люд о пещере, даже предлагали деньги тому, кто укажет вход. Но… местные отказались. Незнакомцы какое-то время побродили по окрестностям и уехали.
 

www.rusklad.ru


На сайте есть: