ГлавнаяКлады ПоволжьяО кладах в Оренбургских курганах
В первом тысячелетии до н. э., и в первых веках нашей эры на просторах Великой Степи располагались племена сарматов и скифов. Как полагают ученые, это были потомки племен андроновской и срубной культур. Степи Южного Приуралья, где проходила граница распространения этих культур, взаимоконтакты между ними были зоной активных этнических процессов, в результате которых сложился сарматский мир. Термины \"сарматы\" и более ранний \"савроматы\" — собирательные, обозначают обширную группу родственных племен ранних кочевников. В описаниях античных авторов мы находим названия некоторых из этих племен: аорсы, аланы, роксоланы, сираки, язаматы, яксаматы и другие.
Едва ли не единственными памятниками тысячелетнего пребывания сарматов являются многочисленные курганы, достигающие порой 5-7 метров в высоту.

 

В начале раннего железного века ( I тыс. до н.э.), новый этап курганного строительства связан с ираноязычными кочевниками-сарматами и их предками. Курганы савроматского времени ( VI — V вв. до н.э.) в степях Южного Урала довольно многочисленны. Они содержат вытянутые на спине захоронения с широтной ориентировкой, сопровожденные короткими железными мечами-акинаками скифского типа, железными копьями, бронзовыми наконечниками стрел, украшениями из бронзы, золота и серебра. В это время появляется особый тип памятников — курганы-жертвенники с кольцевой или подпрямоугольной насыпью, окружающей жертвенную площадку. Они считаются сарматскими святилищами огня. Один из самых больших курганов-жертвенников диаметром свыше 70 м и высотой вала до 2,5 м располагается у с. Шкуновка в Акбулакском районе. Своей формой святилища напоминают прямоугольные или округлые чаши каменных алтарей из погребений сарматских женщин-жриц V — III вв. до н.э.

В V — IV вв. до н. э. на участках открытой плакорной степи на водоразделах Донгуза, Черной и Б. Песчанки возникают грандиозные некрополи сарматских князей, состоящие из многих десятков больших курганов, достигающих в диаметре 100-150 м высотой 8-10 м. Их отличает очень сложный и пышный погребальный обряд: останки вождей помещались в обширные (до 20 м диаметром) камеры с наклонными проходами-дромосами (коридорами), перекрытые шатрами из древесных стволов сожженных в момент сооружения насыпи. В одном из таких курганов у с. Филипповка в жертвенных ямах-бофрах в 1988 году, обнаружена масса золотых украшений, оружия, бытовой утвари, культовых предметов. Потомки сарматских князей, захороненных в Филипповских курганах, cоставили \"прохоровскую\" или раннесарматскую курганную культуру IV — II вв. до н.э. Свое название она получила по комплексу выразительных материалов, полученных в результате раскопок у с. Прохоровки Шарлыкского района. Период прохоровской культуры, это время завоевательных походов. Из степного Приуралья союзы сарматских племен аорсов, роксалан, аланов вторглись в пределы Скифии в Северное Причерноморье, разгромив скифов, огнем и мечом прошли через всю Европу по северным границам Римской империи, положив тем самым начало эпохе Великого переселения народов.

На рубеже нашей эры курганное строительство переживало упадок, основная масса сарматов, очевидно, участвовала в завоевательных походах на запад, часть — на юго-восток в обход Каспия на север Ирана. Новых курганов сооружалось очень мало, в основном совершаются подзахоронения в курганы V — II вв. до н.э. Среди них выделяется серия погребений с амулетами из кости и идолами из мела или штука, изображающими обнаженную богиню красоты и плодородия.
Савроматские и сарматские курганы чаще всего располагаются группами на высоких местах, вершинах холмов, сыртов, откуда открывается широкая панорама необъятных степей. Их трудно не заметить. Поэтому еще в древности эти курганы стали привлекать внимание грабителей, кладоискателей.

С \"деятельностью\" целых артелей \"маровщиков\", то есть людей, раскапывающих мары, или курганы, столкнулись в середине XVIII в. первоустроители Оренбургского края. Одна из таких групп в составе пяти человек в 1753 г. была задержана в заволжских степях и доставлена в Оренбург по распоряжению губернатора И. И. Неплюева. В нача­ ле XX в. (1911) крестьяне села Прохоровна, нескольких соседних деревень Михайловской волости Оренбургского уезда (ныне — Шарлыкский район) самовольно раскопали десятки курганов в поисках золота и драгоценностей. Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных вещей, а многие из них бесследно исчезли.
Обеспокоенные ростом этого \"археологического браконьерства\" в изучение древних курганов активно включились ученые и краеведы, стремясь спасти для науки бесценные памятники исторических древностей. В результате этого была выделена особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено ее отличие от скифских памятников. В последующем советские ученые на основе накопленного материала глубоко осветили основные этапы развития сарматского общества, дали характеристику его материальной и духовной культуры, их связей с соседними племенами и народами.

Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных изделий из золота и серебра.
Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.

Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками — андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов.
Основой общественного устройства сарматов являлась родовая община, включавшая группу родственных семей. Захоронения и курганные могильники обычно располагаются компактными группами, представляющими собой погребения одного рода.
Своеобразной чертой общественного строя сарматов, особенно в ранний, савроматский период, было высокое положение женщин в семье и обществе, своего рода гинекократия, т. е. господство женщин. Они были не только хранительницами очага и воспитателями детей, но и воинами наравне с мужчинами. Знатные женщины нередко выполняли почетные жреческие функции. Показательно, что в могилу умершей женщины, даже девочки, нередко клали, кроме украшений, и предметы вооружения. Родовое кладбище, как правило, формировалось вокруг более раннего захоронения знатной женщины — предводительницы или жрицы, которую родичи почитали как праматерь.

О сарматских женщинах-воительницах сообщали античные авторы, жившие в ту эпоху. Так, греческий историк Геродот отмечал, что их женщины \"ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят одинаковую с мужчинами одежду… Ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага\". Гиппократ также сообщал, что сарматские женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики.

Курганы Тамар-Уткуль

Расположены на первой надпойменной террасе левого берега реки Илек в 1,7 км к юго-западу от села Тамар-Уткуль. В могильнике у села Тамар-Уткуль насчитывается 5 курганных насыпей.
Курганы насыпаны в эпоху раннего железного века. В 18-19 вв. территория могильника использовалась под казахское кладбише, о чем свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями и знаками казахских родов, которые кочевали здесь.

Курганы в урочище Черный Яр

Расположены на гребне надпойменной террасы левого берега реки Илек, в 3,3 км к востоку от села Тамар-Уткуль, в урочише Черный яр. Урочише так называется, потому что там, в лесу и в пойме, местные жители собирают много ежевики.
В могильнике насчитывается более 50 курганных насыпей высотой 0,1 5-3 м, которые тянутся своеобразной цепочкой по гребню возвышенности. Раскопки на территории могильника проводились в 1956, 1984, 1987 гг., всего было раскопано 14 курганов, который дали разнообразный материал от эпохи бронзы до средневековья.
И сегодня на территории могильника продолжаются раскопки экспедицией Оренбургского педагогического университета.

Курганы Пятимары I

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в б км к юго-востоку от с. Кумакское (с казахского — \"кумак\" — песчаное место). С курганов открывается великолепный вид на широкую пойму Илека. В 1960 г. экспедиция под руководством К. Ф. Смирнова раскопала 9 курганов. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. В настоящее время в могильнике насчитывается 4 насыпи высотой 3,5-5 м, которые хорошо видны с могильника \"Черный яр\".

Курганы Пятимары II

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу реки Илек в 4 км к юго-востоку от могильника Пятимары I, с которого они хорошо видны. Издали на фоне горизонта выделяются очертания лишь пяти курганов — маров. Отсюда и происходит название, данное местным населением, — Пятимары.
В могильнике на самом деле насчитывается до 10 курганов высотой от 40 см до 6 м. среди них — 5 больших курганов расположены иепочкои по одной линии. Памятник принадлежит верхушке сарматской племенной знати.

Филипповские курганы
Важное значение имели раскопки Филипповских курганов в Илекском районе Оренбургской области. В одной из усыпальниц середины I тысячелетия до н. э. было обнаружено неразграбленное захоронение с богатейшим кладом, содержащим более шестисот высокохудожественных​ изделий из золота и серебра.

Описания античных авторов и богатый археологический материал позволяют представить достаточно полную картину жизни и быта сарматских племен. Основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство — разведение овец, лошадей, крупного рогатого скота, а также верблюдов. Оно кормило и одевало, давало мясо, молоко, кумыс, шерсть, шкуры, войлок и т. п. Сарматы с ранней весны до поздней осени кочевали по широкой степи в кибитках, крытых войлоком и запряженных быками, верблюдами, перегоняя свои многочисленные стада с одного пастбища на другое. При этом каждое племя и род имели свои традиционные районы кочевий, нарушение границ которых вело к столкновениям и межплеменным войнам. В зимнее время в тех или иных местах устраивались жилища и укрытия, способные защитить людей от морозов.
Находки многочисленных вещей, изготовленных из меди, бронзы, железа, свидетельствуют о том, что сарматы владели умением добычи и обработки металлов. При поиске руд они нередко шли по путям, проторенным еще их предками — андроновцами и срубниками, устраивая копи в тех же местах. Кузнецы-оружейники ковали железные мечи, кинжалы; мастера-литейщики отливали из бронзы и меди котлы, зеркала, металлические части конской сбруи, предметы украшений; ювелиры изготавливали изделия из драгоценных металлов.

 

www.orenobl.ru/

 


На сайте есть: