ГлавнаяКлады ПоволжьяХорезмийские монеты в Поволжье
Как известно, изучение туранских, или хорезмийских, монет началось с монет, обнаруженных в При камье. Видимо, не случайно четыре монеты, на которы впервые обратили внимание нумизматы, были найдет в бронзовом сосуде. Сосуды, особенно из драгоценны: металлов, служили здесь также средством обмена.

Классификация монет древнего Хорезма была пред ложена С. П. Толстовым в 1938 г. Он уделял большо внимание анализу легенд и попытался на этой основ реконструировать древнехорезмийский алфавит. Им бы ла отмечена близость знаков на хорезмииских монета с «арамейскими шрифтами парфянского и даже ахеменидского времени, чем с сасанидским пехлеви и согдий ским» Наиболее ранние хорезмийские монеты, как из вестно, восходят непосредственно к греко-бактрийском чекану. Этапы возникновения и становления монетной чеканки хорошо подкреплены новыми монетными на ходками и классификацией Б. И. Вайнберг.
С. П. Толстов отмечал также, что обнаружение хорезмийских монет III—VIII вв. и хорезмииских чаш в Прикамье позволяют считать установленными древни тесные экономические связи этих районов. Новые находки хорезмииских монет подтверждают это, позволя в то же время внести некоторые уточнения.
 

 

Хорезмийские монеты в Поволжье

 


О наличии таких контактов свидетельствуют, например, находки в могильниках и городищах, расположен ных в разных местах региона. В Больше-Тарханском могильнике в Татарии была обнаружена монета Абдулаха, относящаяся к VIII в.5 Только в сезоне 1981 год археологами обнаружено несколько хорезмииских моне В Бартымском могильнике Березовского района Пермской области (раскопки Н. В. Водалого) была найдена медная монета очень хорошей сохранности с изображе­нием правителя в короне и с горбом верблюда на верши­не (табл. X). Следующая медная монета с изображе­нием царя в зубчатой короне, но меньшей сохранности, была обнаружена в Неволинском могильнике Кунгурского района Пермской области (раскопки Р. Д. Голдиной). Еще две хорезмийские монеты были найдены в Благо-датском I городище Анашского района Удмуртской АССР (раскопки Т. Р. Ютиной).
Рассмотрим более внимательно эти монеты. На лице­вой стороне бартымской монеты помещен портрет без­бородого правителя в короне, наверху довольно четко различается горб верблюда. Перед лицом и на тыльной стороне головы правителя помещены надписи. На обрат­ной стороне монеты изображен всадник лицом вправо с вытянутой левой рукой, в которой держит какой-то предмет. Справа вкруговую расположена надпись, а сле­ва—тамга. Монета близка по типу к монетам группы ГП/2 по классификации Б. И. Вайнберга. Типы таких монет она предположительно относить  к VII в.

Важным и решающим фактором в датировке, пожалуй, является тот факт, что данный тип монеты в Бар­тымском могильнике сопровождают сасанидские и ви­зантийские монеты довольно ранних лет чеканки. Напри­мер, там же обнаружены четыре монеты Канада (488— 531 гг.), две монеты Пероза (459—484 гг.) и одна визан­тийская медная монета Юстина II (565—578 гг.) 3. По­этому представляется, что названная хорезмийская мо­нета может быть датирована второй половиной VI века.

На лицевой стороне другой монеты, обнаруженной Р. Д. Голдиной в Неволинском могильнике, имеется изображение царя. Монета плохой сохранности. Корона, на верхней части которой прослеживаются сохранив­шиеся три зубчика, сама по себе достаточно высока и несравнима с короной царя, изображенной на вышеопи­санной монете. Но перед лицом царя расположена над­пись — характерная для указанного корпуса монет. Монета относительно хорошо датируется VI веком, т. к. обнаружена в одном погребении с драхмой Хосрова I (531— 579 гг.).
На лицевой стороне одной из монет, обнаруженные в Благодатском I городище, помещено изображение царя в короне с «г»-образными завитушками в верхней части. Перед его лицом также прослеживается надпись На обратной стороне расположен всадник на коне.  Вторая монета из этого же городища — плохой сохранности. Про сматриваетея изображение правителя на лицевой сто роне и всадника на коне на обратной стороне. Монета не очень большая, но довольно толстая. Надпись не просматриваетcя.
 
Хорезмийские монеты в Поволжье
 
На­пример третий знак надписи на монетах из Бартыма пе­редан несколько своеобразно, чем на других монетах и напоминает букву «у» тюркского алфавита. На монете из Благодатского I городища, как отмечено выше, пер­вый знак напоминает букву «п», а буква «к» заднего ря­да в руническом алфавите сравнима с вышеназванным знаком хорезмииских монет. Аналогичные совпадения имеются и на других монетах.
На обратной стороне монеты из Бартыма имеется довольно длинная и хорошо сохранившаяся, но до сих пор недешифрованная надпись (табл. 2, 4-я строка). Мы предлагаем ее читать как «Шад Ургенча». Собствен­но, первый знак первого слова и пятый знак второго слова указанной надписи представляют собой твердый «с» арамейского алфавита. Подобное написание слова «шад» встречается также в древнетюркских памятни­ках. Наличие в надписи титула «шад» не является не­ожиданностью. С образованием Тюркского каганата, по-видимому, над многими подвластными государствами или народами были поставлены «шад» — представители кагана. Упомянутый Бильге каган, например, в большой надписи сообщает, что «когда сидел на престоле мой дядя каган, я сам был шадом над народом тардуш». Возможно также, что «Шад Ургенча» — один из титулов правителя, чеканившего бартымскую монету.

В своем списке правителей Хорезма Бируни приво­дят следующие имена: Африг, Багра, Саххасак, Аскад-жамук, Азкаджавар, Сахр, Шауш, Хамгари, Бузгар, Арсамух, Сахр, Сабри, Азкаджавар, Аокаджамук, Шау-шафар, Туркасабас, Абдаллах, Мансур, Ирак, Ахмед, Абу Абдаллах Мухаммед.
Первым в списке стоит Африг, который упоминает­ся еще Бируни в связи со строительством дворца в 616 г. эры Александра. Б. И. Вайнберг, отсчитывая годы от начала правления селевкидов (312г. до н. э), приходит к выводу, что Африг правил около 305 г. н. э.2. Однако, как нам представляется, отсчет эры Александра мог вестись и от других дат. Началом отсчета могло служить какое-нибудь важное событие, скажем, год прекращения существования государства селевкидов после разгрома его римлянами в 64 г. до н. э. В таком случае вышеназ­ванная дата приходится на 552 г., которая, судя по сасанидским драхмам, обнаруженным в Бартымской мо­гильнике, совпадает с появлением наиболее ранних хо­резмииских монет второго периода, на лицевой стороне которых впервые появляется надпись — имя и титулы правител. На более ранних типах монет, да­тируемых концом до прошлой и началом нашей эры, на лицевой стороне надписей нет.

На лицевой стороне бартымской монеты хорошо сох­ранилось имя правителя (табл. 2,3-я стр.), которое мы предлагаем читать как Сахассак или Захассак. Это неиз­вестный тип монеты данного правителя. В списке Бируни Саххасак (Сахассак?) — третий правитель после Африга и Бугры. Учитывая то, что судя по надписям, к VI— VIII вв. наблюдается близкое начертание некоторых зна­ков согдийского, тюркского и пехлевийского алфавитов, такое чтение не противоречит фактам. Первый, третий и четвертый знаки надписи в виде «палочек» представляют собой букву «с» и для пехлеви времени сасанидов, и для рунического письма.
Титулы. Исключительный интерес представляют собой титулы правителей на монетах. На монете из Бартыма и Благодатского I городища хорошо читается, как было отмечено, слово кюню. Но оно встречается только на монетах второго периода, поэтому трудна определить, то ли это обычный тюркский титул «кан» то ли известный по другим источникам среднеазиатский «кюн». Возможно, это титул кюн или кюн к с носовым «н», как в имени одного из племен Средней Азии — «кенгерес», а позднее, согласно К. Багрянородному, не­которых «благороднейших» родов печенегов.

Место чеканки. Трудно определить конкрет­ное место чеканки хорезмийских монет. С. П. Толстое относительно некоторых типов монет полагал, что они могли чеканиться в районе Нижнего Хорезма с его древ­ним центром—Ургенчем. Как показывает топография находок, вне пределов низовьев Аму-Дарьи, т. е. Ургенча, их мало. Но до сих пор трудноопределимыми яв­ляются не только границы, но и само название государ­ства. Хорезм, как название государства, несомненно, воз­никает позже. Например, в упомянутой хвалебной надписи Шапура, где перечисляются многие страны, «платящие» дань, упоминается Туран, а не Хорезм. Особое усиление иранских элементов в культуре севера Средней Азии связано не с победами шахов Ирана, а с наступлением арабов, когда по религиозным мотивам часть населения вынуждена была отойти на север.

Мухамадиев А. Г.   Древние монеты Поволжья.


На сайте есть: